Мастер-класс использование интеллект- карт в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)
Мастер-класс
Тема: «Использование метода «интеллект - карт»
в работе с дошкольниками»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «интеллект - карт».
Задачи:
- Познакомить педагогов с методом «интеллект - карт», рекомендациями по их составлению.
- Показать возможности применения «интеллект – карт» в образовательной деятельности с дошкольниками.
- Отработать методику создания «интеллект - карт».
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода «интеллект - карт»
Оборудование, материалы, инструменты: листы формата А 3, карточки – ассоциации, клей-карандаш, маркеры, фломастеры, карточки с правилами построения «интеллект - карт», магнитная доска.
ТСО: экран, ноутбук, проектор.
План проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
1.1. Понятие «интеллект - карта».
1.2. Из истории возникновения «интеллект - карты».
1.3. Возможности использования «интеллект – карт» в работе с дошкольниками.
1.4.Требования к составлению «интеллект - карты».
ІІ часть (основная) Построение «интеллект - карты»
ІІІ часть (заключительная).
Добрый день, уважаемые коллеги. С вашего позволения я начну.
1.1. Понятие «интеллект - карта».
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
«Интеллект – карты» – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. «Интеллект – карта» - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании.
1.2. Из истории возникновения «интеллект - карты».
Автором метода «Mind - Maps" является Тони Бьюзен, британский психолог, известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблемам мышления.
Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект - карты".
В работе с дошкольниками метод «интеллект - карт» предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
1.3.Возможности использования «интеллект - карт» в работе с дошкольниками.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении «интеллект - карты» в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода «интеллект - карт» достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая «интеллект - карта» имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета «интеллект - карта» легко запоминается;
- своевременностью: «интеллект - карта» помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: «интеллект - карта» стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр «интеллект - карт» через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В работе с детьми дошкольного возраста «интеллект - карты» используются по трем направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание «интеллект – карты» в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение сериация материала. (Сериация - это умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку)
Создание обобщенной «интеллект – карты» может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль. Вспоминают изученное по данной теме. Выявляется уровень знаний этой темы. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по «интеллект - карте».
Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
«Интеллект - карта» помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
1.4.Требования к составлению «интеллект - карты».
Имеются общие требования к составлению любой «интеллект – карты». Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится, и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
ІІ часть (основная) «Построение «интеллект - карты».
Предлагаю Вам, вместе со мной составить интеллект-карту по теме «Время года».
А сейчас, разделимся на четыре группы. Попробуйте самостоятельно создать «интеллект - карты» по четырем временам года. Главная идея, вашей «интеллект-карты», уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки. Так же у вас на столах есть подсказки по выполнению данной работы.
Давайте посмотрим, что получилось. Представьте, пожалуйста, свои «интеллект – карты».
ІІІ часть (заключительная).
Свой мастер - класс я хотела бы закончить словами «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать».
Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы с «интеллект - картой», быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практического опыта в получении, систематизации и закреплении знаний.
А в результате систематического использования «интеллект - карт» дети приобретают зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни; легче воспринимают и усваивают информацию, устанавливают причинно-следственные связи; учатся рассуждать и общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_pedagogicheskiy_forum.pptx | 349.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Позволяет Учит Развивает Способствует
Возможности использования «интеллект- карт»
Правила построения 1 уровень 2 уровень 1уровень 2 уровень 1 уровень 2 уровень 1 уровень 2 уровень
Второе направление закрепление и обобщение сериация материала
Закрепление звукового анализа методом интеллект - карт Закрепляем гласный звук к Гласный звук Т в начале слова
Рекомендации по составлению «интеллект – карт» 1. Возьмите не разлинованный лист бумаги, его расположите « альбомное» , то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения круговой , расширяющейся, от центра) структуры при составлении интеллект-карт. 2 . Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария . 3 . Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему.( можно наклеить обобщающую картинку) Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной вами интеллект-карты . 4 . От центра сделайте несколько ветвей , каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте . 5 . Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.
Цвет Значение Скорость восприятия Красный цвет Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание Высокая Желтый цвет Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. Высокая Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая Синий цвет Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей Средняя Черный цвет Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ Средняя Зеленый цвет Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) Низкая Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности Низкая Голубой цвет Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blueпонимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте Низкая
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...
Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"
Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...
Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста
В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...
«Интеллект карты – в работе с детьми дошкольного возраста»
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению де...