Мастер - класс
Тема: «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
Цель: использования метода интеллект - карт для систематизации знаний детей.
Задачи:
- познакомить коллег с методом и основным приёмам создания интеллект - карты;
- отработать приём создания интеллект - карты в деятельностном режиме.
Целевая аудитория: воспитатели.
Оборудования: интерактивная доска, магнитная доска, ватман, фломастеры.
Автор: Трофимова Т.С.
Место работы: МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»
Должность: воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я продемонстрирую метод интеллект-карт, который можно использовать, как один из активных методов работы с детьми.
С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.
Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллект - карта (или карта ума) - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается: Наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, творчеством.
Применять интеллект - карты можно по двум направлениям:
- закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально;
-развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарьстановится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповыхзанятиях по развитию связной речи.
Существуют правила создания интеллект-карт:
- при работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.;
-лист располагается горизонтально;
-главная идея находится в центре страницы;
-главные ветки обозначаются разным цветом;
-для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект - карты в процессе разработки тематического модуля.
В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект - картой помогала детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь самостоятельно подбираю материал и развивают свои мысли и идеи. В центе ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки - направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.
В ходе реализации тематического модуля интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать.
По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.
Например: Интеллект - карта тема «Осень». От центральной картинки первая стрелка показывает, кто живет в осеннем лесу. Следующая стрелка рассказывает о перелетных птицах. Затем мы рассматриваем одежду в это время года. И большим отдельным ответвлением является труд человека осенью и заготовка урожая. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие подтемы.
Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на две группы, попробовать создать интеллект-карты на темы «Семья», «Овощи».После каждая группа представляют работы.
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.
В дальнейшем я планирую использовать интеллект-карты в своей работе с детьми.
Спасибо за внимание.