Если добрый ты. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
проект
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Существует проблема создания новых условий для развития ребенка в интересах его личностного роста и позитивной социализации в обществе. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское движение. Это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств, социализации в обществе.
Организация деятельности волонтерского движения в детском саду - это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_dobryy_ty._proekt_volonterstvo.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 22)
Информационно-практико-ориентированный групповой долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе «Капитошка»
Автор: Бакутова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории
г.Сафоново
Если добрый ты
Информационно-практико-ориентированный групповой долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе «Капитошка»
Автор: Бакутова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории
Срок реализации проекта: 2018-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Проект «Если добрый ты» предназначен для реализации в группе «Капитошка» МБДОУ д/с № 22.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители группы.
В наше время проблема нравственного воспитания приобретает особую актуальность. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми разных возрастов, в том числе и у дошкольников. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Поэтому актуальна задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Понимая важность задачи, я решила приступить к внедрению педагогической технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации «Дети-волонтеры», автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.
Целью является развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, способствовать их социализации.
Задачи проекта: познакомить детей с волонтерской деятельностью, дать практические навыки участия в волонтерском движении; развивать навыки общения детей с взрослыми, сверстниками, малышами; способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка, воспитывать нравственные качества личности дошкольника.
Работа над проектом предусматривает несколько этапов. Прежде, чем приступить к работе изучила литературу, составила план, установила партнерские отношения с родителями, привлекла их к совместному сотрудничеству.
Важной работой на втором этапе является социально-психологическая подготовка волонтёров через беседы о добре и зле, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, игры, обыгрывание ситуаций.
На основном этапе «Путешествие в мир добрых дел и поступков» воспитанники учили малышей навыкам самообслуживания, приемам продуктивной деятельности, играли в подвижные и сюжетно-ролевые игры, где они понимают свою значимость в качестве наставника; радовали малышей подарками, участием в развлечениях, показом театрализованных представлений. Дети участвовали в акциях, трудовом десанте, украшении групп и участков.
Разрабатывая проект, я хотела, чтобы в ходе его реализации сформировались необходимые условия, при которых каждый участник проекта чувствовал себя субъектом деятельности, реализовывал в ней свой гуманистический образ жизни, был готов принять на себя ответственность за других, формировать себя как гуманную личность.
Актуальность проекта
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих становление личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, своего стиля жизни. (Г.М.Андреева, Н.Ф.Голованова, Д.И.Фельдштейн, Р.Гарольд, С.С.Фролов).
Межвозрастное общение - процесс установления контактов детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
Исследованием проблемы межвозрастного общения занимались Е.Н. Герасимова и Г.А. Урунтаева. Полученные Г.А. Урунтаевой данные показали, что даже при периодическом общении старших дошкольников с малышами обеспечивается высокий уровень положительного взаимовлияния контактов на социальное развитие детей. Отмечено, что младшие дети, если к ним проявляется интерес, охотно идут на взаимодействие со старшими дошкольниками, более того, они очень дорожат и гордятся их вниманием.
В отношениях старших детей к младшим реализуется важная потребность для социального развития ребёнка:
- потребность во взаимопонимании и сопереживании (М.И.Лисина, Ш.А.Амонашвили, Д.В.Менджерицкая),
- стремление сделать что-либо полезное для близких (Я.З.Неверович),
- развивается умение оценивать эмоциональное состояние другого ребенка и корректировать своё поведение (А.М.Виноградова).
Анализ исследований Е.Н.Герасимовой показывает, что большинство детей среднего и старшего возраста готовы к взаимодействию с младшими детьми даже в ущерб собственным предпочтениям.
Меня волнует проблема создания новых условий для развития ребенка в интересах его личностного роста и позитивной социализации в обществе. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское движение. Это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств, социализации в обществе.
Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 07 июля 1995 года) и «О волонтерской деятельности в регионах РФ», в которых закреплены основные принципы и положения организация волонтерского движения.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим, дети-волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде - сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности.
Миссия волонтера - всегда быть готовым прийти на помощь. Дети-волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети-волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Цель проекта: развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, способствовать их социализации.
Задачи проекта:
- познакомить детей с волонтерской деятельностью, расширить представление о волонтерском движении;
- дать практические навыки участия в волонтерском движении;
- развивать навыки общения детей;
- способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
- воспитывать нравственные качества личности дошкольника: трудолюбие, толерантность, самостоятельность, инициативность, ответственность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, милосердие, бережное отношение к природе.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
I этап – подготовительный
- разработка целей и задач проекта
- изучение литературы по теме проекта
- отбор содержания проекта
- прогнозирование результата
II - организационный
- составление плана
- социально-психологическая подготовка волонтеров:
- Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры»
- Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка» «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.
- Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В.А.Сухомлинский «Скупой», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Митт «Шарик в окошке», Е.Кошевая «Мой сын», Г. Сапгир «Самые слова», К.Дольто-Толич «Вежливо - не вежливо», М.Плашковский «Уроки дружбы», Я.Аким «Яблоко», русская народная сказка, А.Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э.Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать» и т.д.
- Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. и др.
- Игры: «Объятия», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек», «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик», «Пирамида любви», «До свидания, милое создание», «Передай свое настроение», «Добрые слова малышам», «Как хорошо с тобой дружить», «Поделись хорошим настроением», «Почему ты так думаешь», «Как сказать, чтобы не обидеть» и т.д
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
- оформление информационного стенда и беседы с родителями;
- организация условий для межвозрастного общения: сотрудничество с педагогами МБДОУ (воспитатели групп младшего и раннего возраста, ИФК, муз.руководителя)
III этап – основной «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
- Реализация плана проекта осуществляется по направлениям:
- «Поможем малышам»: оказание помощи в одевании, умывании, выходе на прогулку и возвращении с нее, уборке игрушек в группе и на участке и т.д.
- «Научим малышей»: обучение малышей новым способам действия в продуктивной деятельности.
- «Играем вместе»: организация совместной игровой деятельности в группе и на участке, как в подвижные, так и в сюжетные игры.
- «Приятные сюрпризы»: участие в качестве героев-персонажей в занятиях, развлечениях малышей, показ спектаклей, изготовление подарков.
- «Трудовой десант»: помощь в наведении порядка в группе и на участке, изготовление атрибутов к играм, украшений, построек, ремонт книг и т.д.
- «Акции»: участие в акциях, как детского сада, так и в городских («Покормите птиц», «Бессмертный полк», «Помогаем весне», «Посади дерево» и др.)
- «Создадим красоту»: облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, уход за растениями на участке, грядке и в группе, сбор семян, украшение группы и участка.
- Просвещение родителей, привлечение их к волонтерской деятельности группы
- Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»
- Участие в акциях «Покормите птиц», «Бессмертный полк», «Помогаем весне», «Посади дерево» и др.
- «День добрых дел» - совместная постройка родителями и детьми снежных фигур на участке группы
- Консультации: «Воспитание в труде»; «Воспитание добротой», «Воспитание заботливого отношения к окружающим»; «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».
- Рекомендации «Вежливость воспитывается вежливостью».
- Советы для родителей «Умение воспитывать в детях доброту».
- Памятка «Воспитываем в ребенке доброту».
- Анкетирование родителей «Воспитание чувств»
- Родительское собрание «Что может мой ребенок?»
IV этап – аналитический
- Анализ проекта:
- объективная промежуточная оценка полученных результатов
- определение соответствия полученных результатов прогнозируемым
- успешность проекта
- Рефлексия: самооценка результатов проекта в соответствии с выбранными критериями.
- Корректировка плана деятельности: внесение изменений в планирование для следующей возрастной ступени.
Ожидаемые результаты
- Ребенок
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками, взрослыми и малышами, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.
Практическая значимость проекта
На данном этапе, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, я убедилась в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно-нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Межгрупповое взаимодействие взаимно обогатило детей: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. У малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми; Наши дети проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания. У детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности. Воспитанники учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением. Многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.
Считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения.
Наше движение продолжается. Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка - это непрерывный рост, постоянное развитие личности. Это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. Очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей мудрого, доброго и вечного.
Моя работа с детьми и родителями будет продолжена.
Организация деятельности волонтерского движения в детском саду - это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Я считаю, что в дошкольном учреждении необходимо внедрение системы работы по организации волонтерского движения и привлечение заинтересованных активных, искренних, целеустремленных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спе...
ДОРОГОЙ ДОБРА проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...
"ДОРОГОЙ ДОБРА" проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...