отчет по самообразованию
материал (средняя группа)
Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoob_za_2019g_kobernik.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет самообразования: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
В начале учебного года я задумалась над темой образования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».
Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Работу начала с совместной деятельности детей, в свободное от занятий время, во время наблюдений и игровой деятельности.
На занятиях, для создания игровой мотивации, использовала сюжеты из сказок, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок. Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Использовала произведения устного народного творчества при умывании, одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождала действиями, и наоборот, действия сопровождала чтением, обыгрывала их. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру.
В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют детям радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми.
Дети разучивали потешки с большим интересом. Приятно было наблюдать, как дети использовали во время игры, режимных моментах.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками.
Я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами
Загадки – это упражнение для детского ума. Они развивают сообразительность. Загадки использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических, наблюдений и подвижных игр Когда я загадывала детям загадки, то обязательно выставляла на стол игрушки, иллюстрации . Дети быстро находили глазами отгадку.
Сказки доставляли детям большую радость. Они внимательно их слушали, активно переживали быстро усваивали эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Каждый день старалась познакомить детей с новой сказкой. По моим эмоциям и мимике дети понимали их содержание. Через сказку дети овладевали языком своего народа, знакомились с родной природой, укладом жизни, учились преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривали их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».
Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использовала небылицы, которые очень нравились детям.
Проводя народные игры, хороводы с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармония в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы.
Для развития мелкой моторики использовала игры с пальчиками. Мы проговаривали их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «На двери висит замок» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Игры-драматизации, помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам.
В книжном уголке собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет»
Работа с родителями. Я рекомендовала родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, Проводились консультации, беседы, родительское собрание «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка», при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показывала, как это можно сделать. В группе велась тетрадь «Учите вместе с нами» , где каждый родитель мог повторить потешку , прибаутку, считалку, и многое другое.
Выводы: В результате проведённой работы я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей вырос уровень речевой активности, богатый словарный запас соответствующий их возрасту. Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Знают стихи, потешки, песни и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...