Значение природы как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.
консультация
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Он обосновал необходимость наглядного, чувственного ознакомления детей с миром; своеобразие детского мышления, которому присущи конкретность, образность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_prirody_kak_sredstva_sensornogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление для родителей
Значение природы как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Значение природы как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Он обосновал необходимость наглядного, чувственного ознакомления детей с миром; своеобразие детского мышления, которому присущи конкретность, образность.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д.
С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Таким образом у ребёнка формируется систему знаний о природе (представления о живой и неживой природе, взаимосвязи между ними), усваиваются сезонные явление природы, расширяется кругозор представлений о мире в целом, идёт интеллектуальное развитие (дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать), формируется сенсорная культура, совершенствуется анализаторная сфера, воспитывается исследовательское отношение к миру (развивается наблюдательность, внимательность, воображение).
Сенсорное воспитание обогащает личность ребенка посредством непосредственного общения с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущений ведет к формированию миропонимания, все более осознанного отношения к явлениям окружающего мира.
Анализ, вычленения отдельных свойств предметов и явлений природы, определение и называние их, осуществляются на основе целостного восприятия и эмоционального отношения к явлению.
Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что, как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними.
Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Детям необходимо различать цветок по величине, форме, цвету; в процессе работы они ощущают гладкую или шершавую поверхность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...
«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...
«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...
Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...
Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"
Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...
Презентация «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста»""
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе....