Кружок "Игры Воскобовича"
методическая разработка
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад No5 «Крепыш» г. Мегион
(МАДОУ д/с No 5 «Крепыш»)
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МАДОУ д/с No 5 «Крепыш»
Протокол No 1 от 01.09. 2020 г.
Программа кружка
для детей с ОВЗ
(с тяжелыми нарушениями речи)
«Игры Воскобовича»
Составила:
воспитатель I кв. категории
Никитина О.И.
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Однако доказана, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или весёлым времяпровождением.
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр. Использование развивающих игр Воскобовича позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей. Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель кружка: всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В.В. Воскобовича.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Средства реализации кружка:
Комплекты развивающих игр Воскобовича, сказочные герои фиолетового леса.
Срок реализации программы - 1 год.
Принципы при построении
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Планируемый результат освоения.
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем | Цели | Количество часов |
1 | «Геоконт». Знакомство с игрой сказкой. | Знакомство с игрой, сказкой; знакомство с понятиями «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки(главы 3,7,9,10,11);познакомить с именами гвоздиков; плетение из паутинок разных многоугольников, назвать их; плетение фигур по замыслу и по образцу взрослого(паутина треугольной формы, квадратной).
| 2 |
2 | «Квадрат Воскобовича (двухцветный)». Конструирование геометрических фигур. | Развивать умение выкладывать многоугольники с объяснением; знакомство с понятием «пятиугольник» и складывание других пятиугольников из игрового квадрата. Превращение квадрата в конверт. Конверт «закрылся». На какую геометрическую фигуру похож «закрытый конверт»?
| 2 |
3 | «Кораблик брызг - брызг». Количественный счет. | Количество занятий 2. Знакомство с игрой; определение высоты мачт, порядковый и количественный счёт; закрепить состав числа в пределах десяти; решение логико - математических задач (7-10).
| 2 |
4 | «Чудо - соты». Сложение предметов из частей по образцу. | Учить детей по 2,3 признакам находить детали; нахождение геометрических фигур на ощупь, назвать их. Конструирование предметных форм по схемам; самостоятельно придумывать фигуры из заданных частей. Обучать пониманию отношения целого и части.
| 2 |
5 | «Прозрачный квадрат». Конструирование квадрата. | Учить описывать льдинки, перечисляя признаки геометрических фигур; развивать умение определять закономерность расположения фигурок в ряд - игра «Поможем малышу Гео» (треуг., четырёхуг., прямоуг., трапеция); выкладывание картинок с изображениями; игра «кто быстрее сложит девять квадратов?» (любым способом). | 2 |
6 | «Ларчик». Выкладывание на ковролине. | Построение контуров геометрических фигур с помощью верёвочек: «Дострой фигуру»; учить уравнивать верёвочки (для этого их надо загнуть). Игра «Сделай одинаковые». Придумать и выложить верёвочками разные предметы, сопровождая рассказом. | 2 |
7 | «Чудо - цветик». Выкладывание из головоломки. | Чтение сказочной истории, рассматривание чуда-цветика, сборка из лепестков точно такого. Знакомство с альбомом фигурок, выбрать понравившуюся, сложить, обвести карандашом и раскрасить. Выкладывание фигурок, придуманных детьми, составление рассказов. | 2 |
8 | «Прозрачная цифра». Конструирование цифры. | Продолжать учить детей конструировать разноцветные цифры, пользуясь карточкой-схемой. Складывание разноцветных и одноцветных цифр, не пользуясь карточкой – схемой. Складывание цифр по алгоритму: 0,1,5 - синие; 2,4,7-зелёные; 3,9-красные; 6,8 – жёлтые. | 2 |
9 | «Шнур - малыш». Знакомство с приемом закручивания вокруг. | . Знакомство с игрой, сказкой, показать основные приёмы работы со шнуром; Работа детей по схемам «Шнура- затейника», сплести узоры из трёх шнуров, написать цифры по образцу; графический диктант под диктовку (один шаг вправо, один шаг вниз и т.д.) | 2 |
10 | «Математические корзинки - 5». Количественный и порядковый счет. | Знакомство детей с героями Цифроцирка, с игрой. Продолжать обучать количественному и порядковому счёту, закрепить состав чисел первого десятка, Понятия «больше - меньше», действия «вычитание», «сложение». | 2 |
11 | «Кораблик брызг - брызг». Определение пространственных отношений. | Определение высоты мачт, порядковый и количественный счёт; закрепить состав числа в пределах десяти; решение логико - математических задач (7-10). | 2 |
12 | «Ларчик». Чтение карточек - схем. | Закреплять умение находить нужные блоки по карточкам - схемам, затем по словесной инструкции; освоение детьми слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства (игры «Лев, Пони, Павлин, Лань», «Помоги Мишику»).. | 2 |
13 | «Волшебная восьмерка». Прямой и обратный счет. | Закреплять умение считать в пределах 10; продолжать знакомить с изображением цифр; закрепить состав чисел первого десятка, понятия «больше - меньше», действия «вычитание», «сложение». | 2 |
14 | «Чудо - крестики». Восприятие цвета, формы, величины. | Выкладывание из деталей головоломки многоугольников, затем самолётов, бабочек и др.; Игра «Нарисуй картину» (дети придумывают фигуру, складывают её из деталей головоломки, обводят на листе бумаги, раскрашивают и сочиняют рассказ). | 2 |
15 | «Четырехцветный квадрат». Сложение многоугольников по схемам. | Конструирование детьми многоугольников, сопровождая рассказом. Придумывание новых фигур и конструирование их. Конструирование из разрезанного квадрата объёмных фигур по схеме сложения, придумать свои фигуры, сложить и назвать их. | 2 |
16 | «Ларчик». Ориентировка в пространстве. | Закрепить состав числа в пределах десяти ( зад.№39), развивать воображение (зад.№33), дать понятие части и целого (зад.№47-50). | 2 |
17 | «Шнур - затейник». Вышивание шнуром слов. | Продолжаем работать по схемам «шнура-затейника»: Разгадывание загадок Филимона Коттерфильда: можно ли превратить кота в кита, волшебника в цветок (маг-мак) или быка в собаку (бык-дог) и т.п.; написание букв, цифр, слов по образцу или по собственному замыслу. Продолжать выполнять графические диктанты под диктовку взрослого. | 2 |
18 | «Счетовозик». Сравнение чисел первого десятка. | . Закрепить счёт в пределах десяти, учить считать до двадцати; познакомить с образованием чисел второго десятка; сравнение чисел; учить решать примеры на сложение и вычитание, записывая их при помощи шнура. | 2 |
19 | «Геоконт». Конструирование предметных фигур по образцу. | Продолжаем выполнять задания Паука Юка. Распределение паутинок по длине: нужно выложить на геоконте ряд отрезков – от самого короткого до самого длинного. Конструирование фигур по картинкам, по схемам. Конструирование фигур на геоконте по загадке взрослого (взрослый называет её координаты - перечисляет «имена» гвоздиков). | 2 |
20 | «Ларчик». Закрепление формы. | Игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения: игра «Зверята-цифрята» (развитие внимания); игра «Кого не хватает?» (развитие памяти); игра «Кто Следующий?» (развитие логического мышления); игра «Фантастическое животное» (развитие воображения) | 2 |
21 | «Чудо - крестики». Конструирование предметных форм. | Дети складывают из деталей головоломки каждый свою фигуру, рассказывают о ней, затем объединяют их в одну сюжетную картину и придумывают рассказ. | 2 |
22 | «Прозрачный квадрат». Складывание квадрата из треугольников. | Предлагается детям выбрать те льдинки, из которых можно собрать квадрат, т.е. цветную льдинку. Ребёнок должен мысленно сложить квадрат, назвать геометрические фигуры, входящие в его состав, и проверить себя. Если набор пластинок случайный, то эта задача не всегда выполнима | 2 |
23 | «Кораблик брызг - брызг». Знакомство с понятиями: вертикаль, диагональ, горизонталь. | Решение логико – математических задач в играх: «Считаем флажки», «Ищем мачты». Далее капитан загадывает загадки, дети отгадывают: игра «Да –Нет»( дети учатся задавать вопросы, развивается речь). | 2
|
24 | «Чудо - цветик». Определение на ощупь предметов. | Закрепить понятие целого и части: возьми в руки один лепесток Чудо-цветика. Сколько частей Цветика у тебя в руках? (одна из десяти, то есть одна десятая и т. д.). Сколько десятых долей составляют Двухглазку, Трёхглазку и т. д. | 2 |
25 | «Прозрачная цифра». Определение количества недостающих полосок. | Предлагается детям выбрать те льдинки, из которых можно собрать квадрат, т.е. цветную льдинку. Ребёнок должен мысленно сложить квадрат, назвать геометрические фигуры, входящие в его состав, и проверить себя. Если набор пластинок случайный, то эта задача не всегда выполнима. | 2 |
26 | «Квадрат Воскобовича». Самостоятельное рассказывание сказки. | Объяснение детьми, что такое многоугольник и конструируют из игрового квадрата многоугольники. Дети складывают предметные формы, называют их, сочиняют описательные или сюжетные рассказы. | 2 |
27 | «Чудо - соты». Придумывание детьми разных фигур. | . Дети придумывают фигуру, складывают её из деталей головоломки, объясняют, из каких геометрических фигур она состоит и сочиняют рассказ. | 2 |
28 | «Счетовозик». Количественный и порядковый счет . | Закрепить образование чисел второго десятка, сравнение их; решение примеров в пределах двадцати; развитие мелкой моторики рук | 2 |
29 | «Геоконт». Строение паутинок. | Дети придумывают фигуры, делают их на своём «Геоконте», а затем каждый по очереди «загадывает» свою фигуру, называя её координаты. Остальные дети конструируют эту фигуру на «Геоконте». | 2 |
30 | «Логоформочки». Классификация логоформочек. | Игры с двумя и тремя логоформами. Дети располагают логоформочки в соответствии с заданием взрослого, а затем отвечают на вопросы взрослого.(классификация логоформочек – «вершки-корешки» | 2
|
31 | «Прозрачный квадрат». Создание из пластинок сюжетной картинки. | . Дети придумывают продолжение сказки «Нетающие льдинки озера Айс». | 2 |
32 | «Геоконт» Придумывание сказки. | Строение паутинки. Перенос ее на бумагу дорисовываем и какой – либо персонаж и придумываем сказку. | 2 |
| Всего: |
| 64 |
Работа с родителями.
Сентябрь
- Знакомство родителей с сенсомоторной зоной «Фиолетовый лес» - центр развивающих игр. Цель: заинтересовать родителей, показать возможности игрового центра.
- Анкетирование родителей «Ваши пожелания и ожидания». Цель: выявить уровень педагогических возможностей родителей.
- Консультация для родителей «Сюрпризы лабиринта». Цель: знакомство родителей с игровой технологией, особенностями развивающих игр. Воспитатели
Октябрь
- Семинар – практикум для детей и родителей «Квадратные истории». Цель: упражнять в практическом применении «Квадрата Воскобовича 4-х. цветного».
- Совместный с родителями игровой досуг «Приключения Волшебного квадрата». Цель: активизировать игровое взаимодействии детей и родителей. Воспитатели, родители и дети
Ноябрь
- Игротека для детей и родителей «Чудо – головоломки». Цель: расширить представление родителей об использовании плоскостных конструкторов.
- Совместный групповой мини- проект «Эти забавные животные» (с использованием развивающих игр «Чудо- соты1», «Чудо – крестики 1,2,3») с составлением описательных рассказов. Цель: развитие конструктивных навыков, связной речи детей при выполнении совместной работы.
Декабрь
- Консультация для родителей в форме презентации «Через игру – к математике». Цель: показать родителям значимость развивающих игр Воскобовича в решении образовательных задач по развитию ЭМП.
-Оформление выставки игр, способствующих развитию ЭМП: «Математические корзинки 5,10», «Счетовозик», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Логоформочки 5». Цель: показать родителям многообразие и многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
- Папка – передвижка (консультация). «Счетовозик». Цель: представить родителям игру, помогающую детям легко освоить решение арифметических задач.
Январь
- Неделя игры «Путешествие по сказочным областям в Фиолетовом лесу». Цель: знакомство с областями и их персонажами; развитие игровых действий с использованием сказочного сюжета.
- Конкурс «Умники и умницы» (отборочный тур в группе). Цель: выявить уровень освоения игр детьми.
- Конкурс «Умники и умницы» (конкурс среди групп детского сада). Цель: выявление и поощрение интеллектуально – развитых детей.
Февраль
-Мастер – класс «Играя – развиваем речь» с использованием игр: «Шнур – затейник», «Конструктор букв», «Снеговик», «Яблонька», «Игровизор», «Верёвочкины сказки». Цель: показать родителям, как процесс изучения букв из сложного обучения чтению детей превращается в занимательную игру.
- Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома. Цель: помочь родителям закрепить у детей игровые умения и навыки в составлении букв, слов; обратить внимание на развитие мелкой моторики руки. Учитель – логопед, воспитатели
Март
- Фотогазета «Умные игры».
- День открытых дверей «Играют дети – играем вместе» Цель: предоставить возможность родителям оказаться в роли воспитателя.
- Создание коллективной аппликации по сказке «Царевна–лягушка» с использованием чудо–конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 2,3» Цель: развитие и поощрение совместного творчества педагогов, детей и родителей
- Родительское собрание «Умные игры». Цель: показать значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей, развитие педагогической компетенции в использовании технологии у родителей воспитанников.
Апрель
- Картотека развивающих игр для родителей «Играем дома» Цель: оказание помощи в выборе нужной, на их взгляд, игры для занятий с ребёнком дома.
- Создание портретов героев Фиолетового леса с детьми. Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
-Творческая выставка детско-родительских работ «Друзья Пчёлки Жужи»
Май
-Анкетирование родителей «Чему обучается ребёнок в игре» Цель: выявление результативности проделанной работы
-Развлечение с участием родителей «День рождения Пчёлки Жужи». Цель: систематизировать представления детей о персонажах Фиолетового леса; развивать способности творческого перевоплощения
-Предварительная работа: изготовление родителями костюмов и атрибутов к инсценировке Воспитатели
Описание развивающей предметно-пространственной среды группы (игры Воскобовича)
1. Геоконт
2. «Игровой квадрат»
3. «Прозрачная цифра»
4. «Чудо- головоломка»
5. «Разноцветные – веревочки»
6. Математические корзинки
7. Коврограф Ларчик
8. Волшебная восьмерка
9. Кораблик «Брызг-Брызг»
10. Квадрат Воскобовича
11. «Змейка»
12. «Чудо-крестики»
13. Фиолетовый лес
. Используемая литература в составлении программы:
1. С.Д.Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ.»
«Т Ц Сфера», 2006
2. Т.М. Бондаренко Развивающие игры в ДОУ
Воронеж, 2009
3. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.
М. Инфа-М, 1998.
4. Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.
5. Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№10.
6. В.Воскобович Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000
7. Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.
Мозаика-Синтез, 2005.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»
Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....
Мастер – класс на тему: «Внедрение технологии В. В. Воскобовича в дошкольное образование. Игровое пособие «Волшебный квадрат Воскобовича».
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического исполнения технологии В. В. Воскобовича.Задачи:- познакомить воспитателей с развивающей игрой двухцветным квадратом Вос...
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (квадрат В.В. Воскобовича)
Задачи:Образовательные:- продолжать учить строить предметы из счетных палочек, узнавать и называть цвета палочек, продолжать учить делать лодочки из квадрата Воскобовича, продолжать учить ...
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. …»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. &helli...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича».
Задачи:1. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, логического мышления, приёмов сравнения, анализа и синтеза,2. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких ж...