Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.
статья
В современных условиях компетентная личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Ценностью личности современного человека признаётся способность быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в развитии и самореализации. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Концепция непрерывного образования акцентирует внимание на следующих основных ориентирах обновления дошкольного и начального звеньев:
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой, социальной и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Мониторинг результатов деятельности детей по направлениям, который регулярно ведётся в нашем учреждении, наряду с высоким общим показателем (93%) по интеллектуальным направлениям развития детей (развитие речи, обучение грамоте, математика, экология и ознакомление с окружающим), показывал ежегодно высокий процент (43%) компетентно пассивных детей с такими слабо выраженными качествами, как:
- интерес к работе в паре или группе;
- проявление инициативы в создании речевого продукта деятельности;
- умение привлечь к себе внимание собеседника, поскольку проявляются безучастность в разговоре и отсутствие положительных эмоций;
- умение синтезировать и анализировать материал и информацию;
- умение планировать свою деятельность;
- сформированность умения действовать;
- ребёнок не знает, как выполнить задуманное.
А факт наличия всех этих показателей неоспоримо важен для будущего школьника.
Таким образом, одной из ведущих целей нашего учреждения стало создание условий для полноценного развития личности ребёнка, способного к адаптации и интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proetnaya_deyat.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.
В современных условиях компетентная личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Ценностью личности современного человека признаётся способность быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в развитии и самореализации. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Концепция непрерывного образования акцентирует внимание на следующих основных ориентирах обновления дошкольного и начального звеньев:
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой, социальной и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Мониторинг результатов деятельности детей по направлениям, который регулярно ведётся в нашем учреждении, наряду с высоким общим показателем (93%) по интеллектуальным направлениям развития детей (развитие речи, обучение грамоте, математика, экология и ознакомление с окружающим), показывал ежегодно высокий процент (43%) компетентно пассивных детей с такими слабо выраженными качествами, как:
- интерес к работе в паре или группе;
- проявление инициативы в создании речевого продукта деятельности;
- умение привлечь к себе внимание собеседника, поскольку проявляются безучастность в разговоре и отсутствие положительных эмоций;
- умение синтезировать и анализировать материал и информацию;
- умение планировать свою деятельность;
- сформированность умения действовать;
- ребёнок не знает, как выполнить задуманное.
А факт наличия всех этих показателей неоспоримо важен для будущего школьника.
Таким образом, одной из ведущих целей нашего учреждения стало создание условий для полноценного развития личности ребёнка, способного к адаптации и интеграции в общество.
Преследуя цель интеграции ребёнка-дошкольника в окружающий мир, мы определяем метод проектов, как технологию педагогического сопровождения ребёнка в его активной интеллектуально-познавательной и социальной деятельности. Данная технология является средством развития инициативности и способности к самоорганизации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, способности к созидательной деятельности. В качестве основной цели использования метода проектов мы видим формирование у воспитанников умений компетентно и автономно действовать в настоящей и будущей жизни, адекватно воспринимать сверстников и взрослых в процессе взаимодействия, что позволит в дальнейшем осуществлять самостоятельно и ответственно собственную деятельность.
На наш взгляд, исходя из проблемы, необходимо активное применение образовательных технологий, ориентированных на социализацию личности дошкольника.
Вследствие этого, нами и были определены и внедрены в практику основные аспекты модернизации целостной системы воспитательно-образовательной работы в учреждении:
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к познанию социального мира и себя в нём, который предполагает работу по реализации задач в условиях активного взаимодействия воспитанников с окружающими эмоционально-практическим путём – через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту:
- Внедрение техники обучения детей проектной деятельности в целостный образовательный процесс ДОУ на основе базовой программы;
- Обогащение развивающей среды материалом, позволяющим развить умения узнавать, утверждаться в своих предположениях или опровергать их в исследовательской деятельности.
Отправной точкой в работе педагогов стало определение того, каким образом в проектной деятельности будут реализовываться принципы индивидуально-ориентированного развивающего обучения:
1) Посредством диалога, в котором педагог перестаёт выполнять функцию обучающего, а задаёт «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ребёнок выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности. Педагог скорее сопровождает, а не учит, как необходимо делать и что необходимо знать, стимулирует творческую и поисковую активность дошкольника.
2) Вследствие повышения мотивации к процессам и способам познания действительности, позволяя тем самым сделать его интересным. А, как известно, именно эта задача была и остаётся в развитии интеллектуальных способностей дошкольников уязвимым местом.
3) Обеспечения целостности развития личности ребёнка посредством интеграции направлений развития (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического). Проектное обучение раздвигает узкие рамки занятий по отдельным методикам и помогает получить комплексные знания.
4) Обеспечения приобретения личного опыта осмысления и практического применения информации о мире. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции (интеллектуальной, языковой, социальной и др.)
Далее нами было произведено выявление интересов, потребностей детей, анализ данных диагностических исследований с целью обеспечения мотивации детей во время предстоящих занятий. На основе этой информации:
- разрабатывалось перспективное и календарное планирование с учётом личностных характеристик и возрастных особенностей детей;
- разрабатывались конспекты самих проектов.
С целью повышения качественного уровня самоорганизации детей, нами использовались «Правила участия в проекте»:
- дети внимательно слушают друг друга;
- каждый участник работы сообщает товарищу, как он думает выполнить ту или иную задачу и одновременно советуется с ним;
- вопрос ребёнка обращён к партнёру по работе и от него ожидается ответ, уточнение, поправка;
- дети проявляют терпение, настойчиво пытаются разъяснить собеседнику свою точку зрения;
- необходимо обсуждать план предстоящей работы, координировать свои действия по его выполнению;
- сталкиваясь с трудностями, дети обращаются к товарищу или взрослому партнёру за советом, помощью, дружеской поддержкой;
- ребёнок, взявший на себя обязательство, должен выполнить его, чтобы не подвести товарищей;
- любой труд заслуживает уважения и поощрения успеха товарищами.
Для реализации задач интеллектуального и социального развития детей за основу нами были взяты следующие типы проектов: исследовательско-творческие, информационно-практико-ориентированные и творческие, поскольку именно в этих типах проектов формируются основные необходимые компетенции ребёнка.
- В исследовательско-творческих проектах дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, альбомов, драматизации, детского дизайна, тем самым, расширяя кругозор и реализуя свои потребности в познании и деятельности.
- В информационно-практико-ориентированных дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы, а затем оформляют познавательные зоны и дизайн группы, витражи и многое другое, развивая не только необходимые качества, но и получая продукт своей деятельности.
- В творческих результат оформляется в виде детского праздника, выставки, вернисажей и других интересных видов детского творчества.
Для педагогов достаточно сложным, оказалось организация собственной деятельности и деятельности детей в ходе реализации проекта. Для конкретизации действий участников проекта, в результате поиска, нашей творческой группой был разработан алгоритм реализации проекта:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й этап – погружение в проект | |
Представляет:
| Осуществляют: 1) личностное присвоение проблемы
|
2-й этап – организация деятельности | |
Предлагает и помогает: 4) в организации рабочих групп 5) в распределении амплуа и ролей в группе 6) в планировании работы 7) в определении источников информации, уточнении правил работы в группе 8) в выборе формы и способов осуществления презентации | Осуществляют:
|
3-й этап – осуществление деятельности | |
Ограничивает собственное участие в деятельности групп: 9) консультирует и даёт новые знания, когда у детей возникает необходимость 10) оказывает практическую помощь при необходимости 11) способствует развитию умений общаться, слушать, обосновывать своё мнение, уважать мнение товарища 12) направляет и ненавязчиво контролирует деятельность детей | Работают активно и самостоятельно: 9) консультируются, обращаются с вопросами и просьбой научить по собственной инициативе 10) применяют знания в практической деятельности 11) демонстрируют и совершенствуют в рабочей подгруппе коммуникативные, проектно-исследовательские, практические навыки и умения 12) подготавливают презентацию результатов |
4-й этап - презентация | |
Участвует в обсуждении результатов проекта: 13) обобщает и резюмирует полученные результаты 14) побуждает детей рефлексировать деятельность и результаты, давать адекватную взаимооценку 15) акцентирует внимание на социальной значимости проекта 16) подводит итоги обучения | Демонстрируют и анализируют: 13) понимание проблемы, задачи, которая стояла в начале работы 14) найденный способ решения проблемы 15) планирование и осуществление работы в подгруппе 16) умение давать оценку собственного продукта деятельности каждого члена подгруппы и других подгрупп |
Понимая, что любое взаимодействие с детьми дошкольного возраста невозможно без активного участия родителей, мы составили единый план работы по осуществлению проектов, который включает в себя как повышение компетентности родителей, так и совместную деятельность. В процессе сотрудничества нами были реализованы семейные проекты «День здоровья», «Секрет счастливой семьи», «Масленица», «Поделки из природного материала».
Так как, данная работа шла не только на специально организованных занятиях, а в большей степени, в совместной деятельности с детьми, мы разработали памятку по календарному планированию. Эта разработка включает в себя, наряду с реализацией программных задач, мероприятия по обучению элементам проектного метода в совместной и индивидуальной деятельности с детьми (трудовая, игровая деятельность, проблемные ситуации, специальные игровые упражнения на развитие проектных умений и навыков), и мероприятия по формированию социальной компетентности (чтение художественной литературы, беседы на нравственные темы, сюжетно-ролевые игры).
Следующим шагом, была разработка перспективного планирования по развитию речи, экологии, ознакомлению с явлениями общественной жизни и конструированию с использованием проектной технологии для старшей и подготовительной групп. Программное содержание занятий было дополнено специальными задачами по обучению детей проектным умениям и навыкам. В результате этой деятельности педагогами ДОУ были разработаны и апробированы конспекты 10 долгосрочных, 15 краткосрочных и 4 семейных проектов.
Направленность проектов на развитие познавательной сферы дошкольника позволила нам обеспечивать интеллектуальную готовность к обучению в школе, формировать навыки умственного труда у наших воспитанников. Овладение проективными навыками и умениями, как необходимая составляющая метода проектов, формирует у детей умения прогнозировать, целеполагать, организовывать и рефлексировать собственную деятельность.
Анализ исходной и итоговой диагностики результатов интеллектуального развития воспитанников показал следующий результат: динамика роста за 2 года составила в среднем 30%.
В процессе проектной деятельности значительно повысился общий уровень интеллектуального развития детей, а так же такие специальные умения детей как:
- мыследеятельностные – выдвижение идей, целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотез, обоснование выбора пути деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;
- презентационные – построение сообщения о проделанной работе, умение выбрать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;
- поисковые – находить информацию, формулировать вопросы;
- информационные – структурирование информации, выделение главного.
Параллельно с решением задач интеллектуального развития реализуется и работа по социальному развитию детей.
В качестве основных векторов деятельности педагогов мы выделили следующие:
1. Активизация потенциальных возможностей ребёнка.
2. Содействие в осознании им своих индивидуальных способностей.
3. Раскрытие перед ним ценностей окружающего мира.
4. Обучение ребёнка выстраиванию системы отношений с окружающим миром на основе своих индивидуальных особенностей.
5. Оказание помощи в самореализации, построении перспективы своего развития во всех видах деятельности.
Так как специфика процесса формирования социальной компетентности, а так же своеобразие протекания проектной деятельности определяется возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника, то на первом этапе нами был проделан следующий объём работы:
1) Создана развивающая среда для развития у детей проектных умений и социальных навыков. Она включила в себя игровые зоны и уголки, позволяющие развивать в ребёнке самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества, мыследеятельностные умения, навыки планирования и выполнения деятельности, поисковые и информационные умения. Созданные таким образом условия дают возможность реализоваться детям в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
2) Для исследования уровня сформированности социальной компетентности детей психолого-педагогической службой были разработаны критерии оценки формирования социальной компетентности дошкольника.
3) Выявили психолого-педагогических особенности формирования социальной компетентности дошкольника посредством проектной деятельности;
Помимо освоения инновационной теории, мы систематически исследовали уровень сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста, а так же составили модель формирования социальной компетентности дошкольников.
4) С целью оптимизации воспитательно-образовательной деятельности педагогами была пересмотрена используемая в практике педагогическая технология и внесены в неё существенные изменения.
Для реализации задач формирования социальной компетентности детей социально – психологической службой были разработаны и апробируются в практической деятельности проекты парциальных программ социального и психологического блоков.
С целью интеграции направлений развития детей и обеспечения комплексного подхода было разработано перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой и подобраны произведения, содержание которых способствуют формированию необходимых качеств у детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях.
Так же использовалась разработка перспективного плана проблемных ситуаций и упражнений в совместной деятельности с детьми по формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Динамика уровня развития детей составила за два года 33%
Сопоставив результаты исследования, мы пришли к интересному заключению. Налицо зависимость характера протекания совместной проектной деятельности (умение совместно договориться о способе решения проблемы, наметить план работы, распределить обязанности и т.п.) от уровня социальной компетентности детей. И наоборот, именно в совместной проектной деятельности становится возможным воспитание характеристик ребенка, свидетельствующих о его социальной компетентности. Мы убедились в том, что проектная деятельность может выступать как эффективный метод воспитания социальной компетентности и развития интеллектуальных способностей, так как результат педагогической деятельности выражен в позитивных изменениях в ребёнке, представленных в виде следующих социально важных качеств:
- уважает желания других людей;
- способен выбрать адекватную альтернативу поведения;
- умеет попросить о помощи и оказать её;
- умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме;
- хорошо ориентируется в новой обстановке;
- чувствует своё место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих;
- управляет своим поведением и способами общения;
- может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, не мешая своим поведением другим;
- самостоятельно планирует и выполняет свою деятельность.
На основе вышеизложенного можно с уверенностью говорить о положительном влиянии использования проектного метода в решении задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в ...
Рабочая программа "Развитие детской инициативы в процессе реализации проектной деятельности» возрастная категория 5-7 лет
Рабоча рограмма для детей одготовительной группы...
Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...
Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника».
Социальное развитие - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятел...
Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"Цель...