Консультация для педагогов "Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников"
консультация
Согласно ФГОС ДО педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности.
- Почему вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален?
- Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?
- Почему детская инициатива является важнейшим показателем детского развития?
- Как организовать работу с детьми (какие формы и приемы) по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников?
На все эти вопросы можно найти ответы в этой консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_podderzhivaem_initsiativu_i_individualnost_doshkolnika.docx | 135.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников» Составила и провела: Дураева В.С., старший воспитатель
|
Согласно ФГОС ДО педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности. Поэтому вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.
Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?
Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по - желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность.
В научной литературе понятия инициативности, индивидуальности означают следующее:
инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни;
индивидуальность – уникальность, своеобразие, особенности отличающая одну личность от другого.
Как это возможно? (Поддерживать инициативу)
В работе по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:
- организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
- создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;
- создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;
- оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Работу с педагогами по этим направлениям следует проводить в несколько этапов. Рассмотрим их подробно.
Планируем образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей
Задача воспитателя на первом этапе — принять ребенка как личность. Для этого необходимо сформировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.
Так, в сентябре, либо в мае, согласно принятой в ДОО системе педагогической диагностики, следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных заполняются индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями.
Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.
Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.
Создаем условия для выражения детьми мыслей и чувств.
Следующий этап — создать условия для выражения детьми мыслей и чувств. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Важен учет индивидуальных особенностей и интересов детей в РППС конкретной группы:
- список детей с указанием интересов (в разделе общей информации),
- создание условий для удовлетворения интересов конкретных воспитанников.
Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия. Например, в группе должен быть уголок уединения, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гиперактивным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. В её разработке может помочь педагог-психолог.
Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Для этого в группе необходим уголок творчества.
Для работы на занятии в индивидуальном темпе необходимо, чтобы занятия были «с открытым концом» Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.
Эффективные формы поддержки инициативы и индивидуальности детей:
- мотивирования деятельности детей,
- ритуалы утреннего приветствия и планирования деятельности,
- организация кругов
(«Расскажи о себе, что хочешь», «Карусель ласковых имен», «Я - хороший друг, потому что...»),
- «стульчик именинника»,
- маркеры обозначения личного пространства,
- индивидуальные коллекции,
- детские портфолио,
- экраны настроения, картой желаний,
- рубрика в фотогазете «Мы гордимся нашим ребенком» (ведут родители),
- пособия «Полянка достижений», «Кораблик успеха», «Герой дня», «Звезда недели» (педагог фиксирует каждый хороший поступок ребенка),
- технология «Групповой сбор» («Утренний сбор»),
- наличие совместно разработанных правил группы,
- голосование за тему,
- условий для самостоятельной деятельности,
- поздравление сотрудников с праздниками по желанию ребенка,
- выбор темы проектной деятельности,
- передача ребенку функции контроля, развитие у детей внутренней ответственности.
- создание ситуаций успеха,
- клубный час Н.П. Гришаевой (и другие ее технологии) Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты. Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и саморегуляции. Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
- «модель трех вопросов» Л.Свирской. У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. «Модель трех вопросов» – уникальная методика. Цель использования модели «Трех вопросов» – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- доски выбора (мой выбор = моя ответственность) Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы. Как работать с «Доской выбора». Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака, дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
3. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности
Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.
С помощью упражнения «Синтез идей» создайте каталог форм выбора деятельности в группе
и объединения детей в микрогруппы.
Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.
Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности.
Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте с напарником, какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть:
- олицетворенные ромашки и заготовки с магнитной основой в каждом уголке;
- морфотаблица с набором схематично изображенных видов детской деятельности - по горизонтали и личными метками - по вертикали.
Используем приемы оказания недирективной помощи и поддержки
Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя, если подбадривают - он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности. К нeдиpeктивным мeтoдaм взаимодействия мoжнo отнести:
- диaлoг c peбeнкoм, бeceдy на основе aктивнoго cлyшaния и пpимeнeния тeхники «Я-cooбщeний», пpинятиe нeгaтивных пpoявлeний y воспитанника и т. д.
Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, педагоги могут в ходе самообразования.
Взаимодействуем с родителями
Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе.
Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:
- часто используют приказной тон,
- остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;
- не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.
Чтобы решить эту проблему используйте эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные,
дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.
Предложите родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут
стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.
Ряд фраз педагога, которые будут способствовать развитию и регрессии способностей ребенка (общение педагог – ребенок):
|
|
|
|
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что:
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить
в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя» №12/2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"
В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....
Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...
Способы направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ
Способы направления поддержки детской инициативы детей с ОВЗ...
Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...
Методические рекомендации для педагогов «Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников»
Ситуации, кода воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить ...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников
ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...