Консультация для педагогов "Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников"
консультация

Дураева Валентина Сергеевна

 

Согласно ФГОС ДО педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности. 

  • Почему вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален?
  • Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?
  • Почему детская инициатива является важнейшим показателем детского развития?
  • Как организовать работу с детьми (какие формы и приемы) по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников?

На все эти вопросы можно найти ответы в этой консультации.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Поддерживаем индивидуальность и инициативу

воспитанников»

Составила и провела: Дураева В.С.,

 старший воспитатель

                                       

Согласно ФГОС ДО педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности. Поэтому вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален. 

Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?

Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по - желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность.

В научной литературе понятия инициативности, индивидуальности означают следующее: 

инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни;

индивидуальность – уникальность, своеобразие, особенности отличающая одну личность от другого.

Как это возможно? (Поддерживать инициативу)

В работе по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей можно выделить     основные направления индивидуализации образовательного процесса:

  • организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
  • создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;
  • создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;
  • оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Работу  с педагогами  по этим  направлениям  следует   проводить   в несколько   этапов.   Рассмотрим их подробно.

  1. Планируем образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей

Задача воспитателя на первом этапе — принять ребенка как личность. Для этого необходимо сформировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.

Так, в сентябре, либо в мае, согласно принятой в ДОО системе педагогической диагностики, следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных заполняются индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями.

Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.

Данная  работа  отражается  в календарном  плане,  который  предусматривает  задачи  для  детей  как  со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.

  1. Создаем условия для выражения детьми мыслей и чувств.

        Следующий этап — создать условия для выражения детьми мыслей и чувств. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Важен учет индивидуальных особенностей и интересов детей в РППС конкретной группы:

                  - список детей с указанием интересов (в разделе общей информации),

        - создание условий для удовлетворения интересов конкретных воспитанников.

Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия. Например, в группе должен быть уголок уединения, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гиперактивным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. В её разработке может помочь педагог-психолог.

Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Для этого в группе необходим уголок творчества.

Для работы на занятии в индивидуальном темпе необходимо, чтобы занятия были «с открытым концом» Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.

           

Эффективные формы поддержки инициативы и индивидуальности детей:

          - мотивирования деятельности детей,

          - ритуалы утреннего приветствия и планирования деятельности,

                - организация кругов

(«Расскажи о себе, что хочешь», «Карусель ласковых имен», «Я - хороший друг, потому что...»),

                - «стульчик именинника»,

                - маркеры обозначения личного пространства,

                - индивидуальные коллекции,

                - детские портфолио,

                - экраны настроения, картой желаний,

                - рубрика в фотогазете «Мы гордимся нашим ребенком» (ведут родители),

                - пособия «Полянка достижений», «Кораблик успеха», «Герой дня», «Звезда недели» (педагог фиксирует каждый хороший поступок ребенка),

      - технология «Групповой сбор» («Утренний сбор»),

      - наличие совместно разработанных правил группы,

      - голосование за тему,

          - условий для самостоятельной деятельности,

          - поздравление сотрудников с праздниками по желанию ребенка,

         - выбор темы проектной деятельности,

            - передача ребенку функции контроля, развитие у детей внутренней ответственности.

      - создание ситуаций успеха,

      - клубный час Н.П. Гришаевой (и другие ее технологии) Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты. Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и саморегуляции. Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.   Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.                                                                                  

- «модель трех вопросов» Л.Свирской. У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. «Модель трех вопросов» – уникальная методика. Цель использования модели «Трех вопросов» – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

     - доски выбора (мой выбор = моя ответственность) Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы. Как работать с «Доской выбора». Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака, дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

3. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности

Во время занятий, игровой  и свободной  деятельности  педагог  должен  предоставлять  детям  свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности  воспитанники  объединяются  в микрогруппы на основе личных  симпатий  и интересов.  Сложнее  обеспечить  самостоятельное  объединение  детей  в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт   в общении.   Практика   показывает,   что    самостоятельный    выбор    детьми    партнера    по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.

 С помощью упражнения «Синтез идей» создайте каталог форм выбора деятельности в группе

 и объединения детей в микрогруппы.

Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.

Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности.

Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте с напарником, какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть:

  • олицетворенные ромашки и заготовки с магнитной основой в каждом уголке;
  • морфотаблица    с набором    схематично    изображенных    видов    детской    деятельности -  по горизонтали и личными метками - по вертикали.
  1. Используем приемы оказания недирективной помощи и поддержки

Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя, если подбадривают - он учится верить в себя.  В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности. К нeдиpeктивным мeтoдaм взаимодействия мoжнo  отнести:  

- диaлoг  c peбeнкoм, бeceдy  на основе  aктивнoго  cлyшaния и пpимeнeния тeхники «Я-cooбщeний», пpинятиe нeгaтивных пpoявлeний y воспитанника и т. д.

Искать средства, создавать  дидактические  материалы,  которые  стимулируют  детей  проявлять  себя  в разных видах деятельности, быть активными, педагоги могут в ходе самообразования.

  1. Взаимодействуем с родителями

Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе.

Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:

  • часто используют приказной тон,
  • остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;
  • не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.

Чтобы решить эту проблему используйте эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные,

 дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.

         Предложите родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут

стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.

Ряд фраз педагога, которые будут способствовать развитию и регрессии способностей ребенка (общение педагог – ребенок):

  • Подрастешь – узнаешь
  • Спроси у родителей
  • Мне некогда
  • Сделаем завтра
  • Давай потом
  • Сделай как я
  • У тебя не как у всех
  • У тебя как всегда
  • Ты неисправим
  • Не мешай
  • Не трогай
  • Отстань
  • Ты еще маленький
  • Я не нужен
  • Обидно
  • Она вредная и жадная
  • Родители все знают, а она не знает
  • На меня нет времени
  • Меня не ценят
  • Я безрукий
  • Я разочарован в себе
  • Ничего не изменится

  • Попробуй
  • У тебя получится
  • Я в тебя верю
  • Давай вместе
  • Помоги мне
  • А как ты считаешь?
  • Тебе это нравится?
  • А как бы ты сделал, сказал?
  • Научи другого
  • Сегодня… чем вчера у тебя
  • Посмотрите, что придумал..
  • Какой ты сегодня…
  • Я смогу, в меня верят
  • Мне помогут
  • Со мной хотят проводить время, я интересен
  • Я умею, знаю, нужен
  • Мое мнение хотят услышать
  • Я смогу
  • Меня признают
  • Меня видят

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что:

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить

в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

        

                                                           По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя» №12/2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...

Способы направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ

Способы направления поддержки детской инициативы детей с ОВЗ...

Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...

Методические рекомендации для педагогов «Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников»

Ситуации, кода воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить ...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

  ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...