Родительское собрание "Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире важно знать правила этикета, иметь хорошие манеры, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Это залог успешного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rodit_sobr._st._gr.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ этикета
у детей старшего дошкольного возраста
Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире важно знать правила этикета, иметь хорошие манеры, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Это залог успешного человека.
Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных ситуациях.
Разделяют несколько основных видов таких правил.
- Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
- Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.
- Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
- Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
- Деловой этикет – отношения с коллегами, с руководством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.
Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Применительно к современной ситуации человеческий мир стоит на грани глубокого кризиса. Основной причиной этого кризиса является неумение слушать и слышать, неумение находить различные формы контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, с окружающим миром и людьми.
Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают: «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот безобидный на первый взгляд совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа: «Око за око».
Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. Так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд.
« Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени».
Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.
Детские психологи Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина считают, что способность к общению включает в себя:
- желание вступить в контакт с / «Я хочу»/
- умение общаться / «Я умею»/, включающее умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации.
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим. / «Я знаю»./
Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни
«…Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример».
Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Родители пример всему, что видит ребенок. Первая школа ребенка – дом. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье, даже убеленный сединой ветеран продолжает ссылаться на то, чему меня учили дома, чему учила меня моя мать, что мне показал отец. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к осмыслению значения слов.
Цель взрослого - помочь ребенку радоваться жизни, дать ребенку опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать. Важно привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру поведения. Это будет началом пути в удивительный и полный тайн мир единения природы и человека, людей разных национальностей и вероисповедания, мир добра и красоты. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может ли повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуются определенные умения и определенные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако мы как первые учителя своего ребенка можем во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнем прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным и в тесном сотрудничестве ДОО с родителями.
В детском саду, мы педагоги большое внимание уделяем этой теме. Проводим с детьми организованные занятия, беседы, наблюдения, показываем личный пример в общении взрослых. Проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
С помощью этих игр мы развиваем :
- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Это игры: «Клеевой ручеёк», « Слепец и поводырь», « Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Подарок на всех», « Волшебный букет цветов», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Игры-ситуации», «Коврик примирения», «Разговор через стекло» и др.
Подводя итог, хочется сказать:
Чтобы наши дети были воспитанными, приятными людьми в любых ситуациях, чтобы с ними хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенными в себе и счастливыми людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов 2...
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...
Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры".
Цель собрания: привлекать родителей в непосредственно-образовательную деятельность, закрепить математические знания, представления детей, уметь использовать их в окружающей жизни.Задачи:Обогатить знан...
Родительское собрание: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание направлено на повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет....
Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)
Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...
Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"
Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...