Родительское собрание: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Родительское собрание направлено на повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 33.49 КБ |
pamyatka.docx | 654.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Цели (по Б. Блуму как предполагаемый результат):
- родители объясняют понятие «коммуникативные навыки», знают уровень развития коммуникативных навыков своих детей;
- родители классифицируют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у дошкольников, в соответствии с определёнными задачами;
- родители излагают цель и ход игры или упражнения данного собрания;
- родители применяют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста, в домашних условиях, приобщая дошкольников к социокультурным нормам общества, поддерживая инициативу детей и учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Образовательная среда: микрофон; тест, пройденный родителями до собрания, на выявление уровня коммуникативных навыков их детей; телевизор, ПК, видеозаписи игр с детьми группы, ситуации, напечатанные для упражнения «Что чувствует мама, если...», шкатулка с детскими записками для игры «Банк идей», письмо от детей для игры «Письмо родителям», напечатанные ситуации для игры «Поручения — обращения», 6 листов бумаги, дидактическая игра «Я не должен», стул, рисунки детей, демонстрирующие упражнение «Конкурс художников», мяч.
Форма организации: мастер-класс.
Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и родителей, самостоятельная деятельность родителей.
Ход работы
1.Вариант игра «Снежный ком»
Упражнение способствует запоминанию детьми имен всех участников группы.
Первый участник (например, стоящий слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник называет по имени всю группу.
( из игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя)
2.Вступление
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.
-Как научиться правильно общаться с ребенком?
-Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?
Уважаемые Родители, Вас интересуют вышеперечисленные вопросы?
Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.
А что вы понимаете под общением? (ответы родителей) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.
3. Опрос родителей «В какие игры любят играть ваши дети дома?»
А теперь послушаем как ваши дети ответили на этот вопрос… Совпали ли ваши ответы? Очень приятно слышать: вместе с мамой, папой, братом, сестрой. Это значит, в семье тёплые, дружеские взаимоотношения и ребёнку уделяют много внимания.
4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т. д.
А) Да
Б) Не всегда
В) Нет
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) Начинает плакать, обижается, капризничает
В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) Не обратит никакого внимания
В) Сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) Достойно ответит
Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) Оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) Соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) Спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад). Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется).
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
Воспитатель подводит итог, сравнивая обобщённые ответы родителей и свои наблюдения за детьми группы.
5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.
- Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».
Игра-тренинг «Мои ощущения»
Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Что чувствует мама, если...»
Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с родителями)
Игра «Моё настроение»
Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с родителями)
- Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:
- игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта
Игра «Банк идей»
В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)
Игра «Письмо родителям»
Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)
Игра «Поручения — обращения»
Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,
просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с родителями)
- игры на сотрудничество
Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель • формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Встать по пальцам»
Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. (Игра с родителями)
- игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила
Видеозапись, демонстрирующая, как дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.
Игра «Сформулируй правила доброты»
Дети, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с родителями) Демонстрация правил доброты группы.
Игра «Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)
- игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»
Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т. д.
(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Варианты игры.
- Игра «Встреча с интересными людьми»
Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем
товарище.
- Игра «Спасибо. Пожалуйста!»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.
Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с родителями)
- упражнения, направленные на снижение агрессивности
Упражнение «Конкурс художников»
Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)
Упражнение «Почему подрались мальчики»
Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Я могу защитить...»
Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...». (Игра с родителями.)
6. Рефлексия.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Родители, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Со своим ребёнком я могу играть в… игру(ы)».
7. Предложение родителям памяток по данному вопросу.
8. Разное.
Источники:
- Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 — 168 с.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике.- К.: ККИУУ Фонд социальных изобретений СССР, 1996.- 118с.
- https://infourok.ru/igri-po-socialnokommunikativnomu-obscheniyu-v-starshey-gruppe-3595240.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/01/konspekt-roditelskogo-sobraniyarazvitie
- https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-razvitie-komunikativnyh-navykov-starshih-doshkolnikov.html
- https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-razvitie-kommunikativnih-sposobnostey-ili-uchim-detey-obscheniyu-3033175.html
Предварительный просмотр:
1.Проявляйте инициативу.
Взрослый должен давать ребенку образцы общения, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.
2.Внимательно слушайте своего ребёнка.
Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию жестами, выражением лица, ответными вопросами.
3. Участвуйте в совместных играх.
В игре, которая особенно нравится ребенку, взрослый должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в неё.
4. Формируйте личностное общение.
Выдавайте информацию «порциями», обсуждая ваши чувства, эмоциональное состояние ребёнка, героя прочитанной книги или просмотренного мультфильма. Кроме того, для беседы выбирайте темы, обязательно связанные с реальной жизнью ребенка.
5. Выбирайте подходящий момент для разговора.
Не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга или когда вы рассержены.
6. Общаясь с ребёнком, соблюдайте правило «Не рядом и не над, а вместе».
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.
Рекомендуем обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Как научить ребёнка речевому общению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми по формированию коммуникативных навыков...
коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...
Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)
Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....