ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galeeva_poyasnitelnaya_zapiska_k_obrazovat_proektu.docx | 238.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад присмотра и оздоровления №1»
МБДОУ «Д/с №1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Образовательному проекту
Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ
«Наш край родной»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Д/c №1»
Галеева Лия Наилевна
г. Бугуруслан, 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Образовательному проекту
Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ
«Наш край родной»
Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика.
Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Бугуруслан. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №1» является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.
Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Бугуруслана, но и для всей Оренбургской области. Знакомить детей с доступными историческими событиями - наша задача.
Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.
Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.
В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий.
Современные требования, предъявляемые к работе в ДОУ, требуют от педагога постоянного поиска интересных форм работы с детьми.
Изучая данную проблему, мы разработали значимое для наших условий содержание, формы, средства и методы взаимодействия ДОУ и краеведческого музея в патриотическом воспитании старших дошкольников, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ и социальных институтов.
Летом 2020 года в нашем детском саду было решено создать мини-музей «Моя родина-Бугуруслан», посвященный истории МБДОУ «Д/с №1», города Бугуруслана и Оренбургской области. На данный момент наш мини-музей активно работает и пополняется новыми материалами и экспонатами. В создании нашего мини-музея принимали активное участие многие педагоги и родители воспитанников детского сада.
Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в нашем детском саду более интересной и привлекательной для детей. В связи с чем становится актуальным соединение возможностей музея и возможностей информационных технологий.
Сначала было задумано: оформление тематических выставок, газет, демонстрации достижений воспитанников и сотрудников дошкольного учреждения.
Но, увидев неподдельный интерес детей, родителей к этой информации был создан виртуальный мини - музей, где транслируется семейный опыт, традиции семейного воспитания, собирается и размещается информация для нравственного воспитания дошкольников: о достижениях в области физической культуры и спорта, спортивной и олимпийской символике, о России и нашей малой Родине - любимом городе Бугуруслан.
Виртуальный мини - музей - это проект, над которым работает весь коллектив детского сада. Это совокупность работ, созданных с использованием информационных технологий.
Поэтому данный проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного воспитательно - образовательного процесса.
Виртуализация музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Цель: создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка через активное вовлечение в образовательный процесс с помощью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- спланировать систему работы интерактивных экспозиций согласно календарным праздникам;
-организовать работу с детьми, родителями, организациями по их созданию;
-расширить знания детей о предметах, представленных в экспозициях музея;
-воспитывать патриотические чувства через музейные предметы и толерантное отношение к ним.
Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на пять этапов:
1. Подготовительный (этап планирование тематики мини-музеев).
2. Практический (работа по созданию мини-музеев).
- выбор тем мини-музеев, определение мест размещений мини-музеев;
- планирование экспозиций;
3. Основной - подготовка контента сайта.
- определение тематики первых экскурсий (веб-страниц) на основе существующих мини-музеев.
- подготовка материалов для интерактивных экскурсий.
4. Деятельностный - создание веб-сайта виртуального музея ДОУ
- выбор инструментов создания сайта и его дизайна;
- определение структуры сайта;
5. Заключительный.
Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива, социум.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта. Так родители ориентированы на создание мини-музея, касающегося конкретно их ребёнка.
Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна и не ограничивается только познавательно-речевым направлением.
Место расположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования.
Налажено сотрудничество с социальными партнерами города.Педагоги детского сада не ограничиваются экспозициями своего музея, а активно сотрудничают с такими организациями, как музыкальная школа (русские народные, шумовые, духовые музыкальные инструменты), библиотека ( первые старинные книги), Дом культуры (национальные костюмы), Дом творчества (изделия декоративно- прикладного искусства), школа (старинные елочные игрушки, украшения), которые предоставляют экспонаты в наш интерактивный музей.
Создан список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.
Для организации систематичной и целенаправленной работы с родителями составлен перспективный план взаимодействия, определены основные совместные мероприятия, отражены наиболее интересные формы, методы и приёмы работы, используемые при проведении мероприятий в музее и средствами музея.
Основной – подготовка контента сайта.
После просмотра экспозиций мини-музеев и работы с экспонатами перед педагогами возникала проблема сохранности и возможности использования экспозиций другими участниками образовательного процесса. Так же хотелось сохранить накопленный опыт воспитанников и родителей в ходе создания мини-музеев и коллекций, предоставить возможность пополнять уже имеющиеся экспозиции, не только их создателям, но и другим субъектам образования. Сейчас все экспозиции оцифровываются, к ним создаются каталожные карточки с информацией об авторах (создателях, владельцах). В данной работе активное участие принимают родители воспитанников.
Деятельностный – создание веб-сайта виртуального музея ДОУ.
Все коллекции и экспозиции, созданные совместно детьми и родителями не останутся в коробках в детском саду, а получат «вторую жизнь». Планируется создать условия для свободного доступа к виртуальным экспозициям и коллекциям, предоставить возможность зарегистрированным пользователям пополнять экспозиции своими экспонатами.
Заключительный - формирование копилки методических разработок по использованию музейной педагогики и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
-формирование методической копилки форм, методов и приемов активного вовлечения родителей в образовательный процесс;
- проведение опроса и самооценка деятельности по проекту.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы:
· Принцип предметности - основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
· Принцип научности - любая экспозиция должна строиться на научной основе.
· Коммуникативно-информационный принцип - дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Исходя из вышеизложенного проект создания (интерактивного) виртуального музея эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации, так как виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее: экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок, как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.
Конечно, при создании виртуального (интерактивного) мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточное техническое и иное обеспечение экскурсии, материальная база, профессиональная подготовка педагога, а так же высокие требования, предъявляемые к педагогу (воспитатель должен продумать предоставленную экскурсию, что и как он будут делать в данном пространстве, попробовать себя в роли экскурсовода, дизайнера, художника и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. В посещении интерактивного музея происходит приобщение к традициям общечеловеческой истории и культуре, как одной из немаловажных задач при воспитании современного поколения. Поколения идущего вперед, но помнящего и любящего свои традиции и ценности несущего светлое и прекрасное в своих сердцах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...
Образовательный проект В мини - музее «Народная игрушка»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, к...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее на тему: "В гости к самовару"
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»
Конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшей-подготовительной группы....
Образовательная деятельность в мини-музее " Лес и его обитатели"
В группе создан мини-музей леса.Это занятие было придуманно чтобы познакомить детей более углубленно с животными, которые обитают в наших лесах ....
Конспект образовательной деятельности в мини-музее «Земноводные и пресмыкающиеся Алтайского края» для обучающихся старшей группы детского сада, 2021.
Конспект образовательной деятельности в мини-музее «Земноводные и пресмыкающиеся Алтайского края» для обучающихся старшей группы детского сада, 2021....