Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее на тему: "В гости к самовару"
план-конспект занятия на тему
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_samovaru.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троицк г. Москва
Конспект НОД в мини-музее на тему:
«В гости к самовару»
Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.
Задачи.
- Дать детям представление о чаепитии.
- Познакомить детей с медным самоваром (у него есть сосуд для воды: жаровня- отверстие для закладывания шишек, щепок; труба для дыма).
- Упражнять в произношении звуков «Ш», «Х, «С», «Ы», поговорок, загадок.
- Активизировать словарь детей: кочерга, ухват, печь, люлька, колыбелька.
- Обогащать словарь: жаровня, сосуд, медный самовар.
- Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Методические приемы.
- Сюрпризный момент: самовар на столе перед « избой».
- Вопросы.
- Загадки и пословицы.
- Артикуляционная гимнастика.
- Индивидуальная работа.
- Дидактическая игра « Было у бабушки 10 внучат».
- Чаепитие.
Предварительная работа.
- Экскурсия в мини-музей « Русская изба».
- Рассказ воспитателя об электрическом самоваре и внесение его в группу.
- Чтение стихотворения « Иван Иваныч самовар» Д. Хармса.
- Разучивание пословиц, песенок, загадок, отрывка из стихотворения « Иван Иваныч самовар» Д.Хармса.
- Рассматривание иллюстраций с разными самоварами. Чаепитие у электрического самовара.
- Рассматривание иллюстраций с разными самоварами.
Материалы и оборудование.
- Медный самовар.
- Шишки, щепки.
Ход НООД.
Перед дверью в избу, в коридоре на столе стоит самовар с самовар с чашками.
- Ребята, а почему вдруг самовар стоит здесь в коридоре? Что бы это значило? А вы знаете, давным-давно на Руси, так называлась наша страна, был обычай – если хозяин выставляет самовар во двор, значит, он ждет гостей к себе. Мы можем с вами тоже сходить в нашу « избу», хотите» Нас приглашает самовар.
Воспитатель берет за ручки самовар.
- Ух, самовар, самовар Иван Иваныч! ( Заносит его в избу и ставит на стол.)
«Иван Иваныч самовар,
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар,
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъяренный кипяток….»
- Посмотрите в избе уже много гостей. И мы с вами не опоздали. - Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель вместе с детьми здороваются с гостями, предлагает рассаживаться поудобней .
-Ребятки, вы обратили внимание, самовар-то необычный, не похож на наш электрический, который в группе стоит. Чем же он отличается?
(Ответы детей: есть труба, крышка, самовар большой.)
- Этот самовар - сосуд или прибор, куда наливают воду. Через весь самовар проходит труба, которая начинается снизу и называется жаровня. В трубу закладываются щепки или сосновые шишки, а затем опускают подожженную щепку. И через отверстия в жаровне раздувают самовар: «фу-фу - фу…» . Давайте все вместе поупражняемся: «фу- фу- фу…» .
-Вода в самоваре постепенно нагревается. Сейчас мы с вами попробуем изобразить упражнение, которое вам уже знакомо.
Самовар пыхтит: Пых-пых-пых…» , (медленно) Самовар кипит: « Тых-тых-тых…», (быстрее) Пошумит, остепенится: «Пш-пш-пш…,(медленно) Пригласит чайку напиться: «С-с-с, с-с-с…».
Упражнение дети повторяют два раза.
- Ребятки, а вот здесь сверху есть сеточка, куда можно ставить заварочный чайник. Что такое заварочный чайник?
(Ответы детей:- это чайник, в котором заваривают чай.)
- Правильно, это чайник, в котором заваривают чай. Сейчас мы всех угостим чаем. Сейчас мы всех угостим чаем.
Сначала наливаю заварку в чашки и предлагаю понюхать аромат.
-Какой запах у чая?
Ответы детей: приятный, ароматный, свежий, нежный, мятный, вкусный, необычный, травяной.
- Самовар всех угостит чаем. Теперь нальем кипяток. Самовар всех угостит чаем. Теперь нальем кипяток.
Воспитатель читает слова из стихотворения « Иван Иваныч самовар» и наливает в чашки чай.
-« В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъяренный кипяток,
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран».
- Пока чай остывает, мы с вами вспомним пословицы и загадки о самоваре.
Чай пить - не дрова рубить.
Чай пьешь – до ста лет доживешь.
За чаем – не скучаем.
Самовар кипит – уходить не велит.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Из горячего колодца, Через нос водица льется. (Самовар)
В небо дыра, в землю дыра, А в середине огонь да вода. (Самовар)
Он пыхтит как паровоз, Важно к верху держит нос. Пошумит, остепенится, Пригласит чайку напиться. (Самовар)
- Молодцы, много пословиц и загадок знаете. Вы меня порадовали.
-А может, наши гости тоже хотят что-нибудь сказать о самоваре.
Выступление гостей.
-Хлебом солью всех встречаем, Самовар на стол несем, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем.
- По русскому обычаю вокруг самовара собирались и взрослые и дети. Дети всегда внимательно слушали взрослых, не перебивали, в разговор не вмешивались. После чая можно и поиграть. - Выходите из-за стола, будем играть в игру « Было у бабушки десять внучат».
- У бабушки десять внучат: Две Акульки – в пеленках валяются (открывают мизинцы), Две Аленки- на пеленках валяются (открывают безымянные пальчики), Два Ивана на лавках сидят (указательные пальчики), Два Степана учиться хотят (большие пальчики). Десять внуков, а бабушка одна!
Игра повторяется два раза. После игры воспитатель обращает внимание на младенца в люльке. Он проснулся и заплакал.
-Ребятки, наверно, мы его разбудили.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей успокоить « младенца», спеть колыбельную песенку и покачать его.
«- Баю-баюшки-баю, Баю деточку мою, Приди, котик ночевать. Мою деточку качать. Я тебе-то уж коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога, Да кувшин молока, Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси.
-Ребятки, мне было очень приятно посидеть рядом с самоваром, поговорить с вами, а вам?
Ответы детей…
- Спасибо, самовар, за чай.
Дети благодарят.
-Самоварец, самоваришка. А еще как можно сказать?
Ответы детей: самоварчик, самоварище.
-А как вы думаете, почему его назвали самовар?
Ответы детей: сам варит чай.
Пришло время поблагодарить за чай и попрощаться с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у бабушки»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).
Образовательная область «Коммуникация».Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).Интеграция образовательных областей: Комм...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гости к нам пришла зима».
Использование нетрадиционной техники рисования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе Тема "В гостях у Мухи-Цокотухи" Выпускное занятие
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группеТема: « В гостях у Мухи-Цокотухи»Лексическая тема: Насекомые.Цель : Активизировать употребление прил...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО Познание на тему: «В гостях у Водяного» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
В этой работе содержатся опыты и исследования по ознакомлению детей со свойствами воды....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)
Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.Материал интересен и полезен для воспитателей ДО....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...