Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
рабочая программа по логопедии
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.
Цель: формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
Задачи:
-способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства;
-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 76.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педсовете №_1__ Утверждаю_________
Протокол №_1__от__________ Заведующая МКДОУ д/с №426 Краснова И.Н.
Приказ №___ от ____________
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ТНР
«ОЗОРНЫЕ ВЕСЁЛЫЕ ЗАДОРНЫЕ НОТКИ»
Руководители:
Учитель-логопед
Локтионова Н.С.
Новосибирск 2018г
Содержание
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.1. Наименование Программы дошкольного образования………………………..4
1.2. Цель и задачи Программы………….....................................................................4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………..5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы……………………………….7
1.5. Методики диагностики и отслеживания процесса развития воспитанников…………………………………………………………………………7
1.6. Характеристика особенностей музыкального развития детей с ТНР…………8
1.7. Взаимодействие с родителями……………………………………………………9
ΙΙ.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Вариативные методы и формы реализации Программы………………………11
2.2. Режим работы кружка…………………………………………………………....11
2.3. Тематическое планирование………………………………….………………….11
2.4. Список использованной литературы…………………………………….…..….14
Приложения……………………………………………………………………………16
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Актуальность Программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.
Музыкальное развитие не только развивает природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.
В процессе музыкального развития у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого ) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры.
В Программе представлен широкий спектр содержания работы с детьми, способствующей эффективному, целостному развитию личности в различных видах музыкальной деятельности.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пение – это наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.
Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Развитие певческих навыков и музыкальных способностей у детей с ТНР способствует улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания у ребенка, интонации голоса, развитию речи.
Занятия в кружке пробуждают интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать музыкальную и художественную культуру дошкольников. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, а также игре на элементарных музыкальных инструментах, что поможет преодолеть робость, зажатость, страх на сцене, и выработать такие качества, как уверенность и целеустремленность.
1.1. Наименование Программы дошкольного образования
Программа кружка «Озорные весёлые задорные нотки» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Т.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, адаптированной основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с №426 в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
Задачи:
-способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства;
-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:
-восприятие;
-пение;
-музыкально-ритмические движения;
-игра на детских музыкальных инструментах.
В основу Программы кружка «Озорные весёлые задорные нотки» положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
-исполнительство;
-ритмика;
-музыкально-театрализованная деятельность;
-арттерапевтические методики, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства.
Основными из них являются:
• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классического и современного;
• принцип последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой за дачи музыкального образования детей (5-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;
• принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;
• принцип деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов, личностных новообразований.
А при освоении детьми Программы подразумевается учет других принципов:
• принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия – музыкальное развитие ребенка;
• принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
• принцип гуманизации, предусматривающий реализацию Программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;
• принцип учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.
Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития
- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
- узнавать произведения по фрагменту;
- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;
- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;
- играть мелодии на элементарных музыкальных инструментах по одному и в группе.
1.5. Методики диагностики и отслеживания процесса развития воспитанников
Особенности проведения педагогического мониторинга
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования, т. е. поддержки ребенка, построения его индивидуального маршрута, коррекции особенностей его развития;
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности по музыкальному развитию создаются педагогические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
1.6. Характеристика особенностей музыкального развития детей с ТНР
В ходе изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ТНР) обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития здорового ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сенситивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Вместе с тем выделяют психолого-педагогические особенности развития детей с нарушением речи:
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов слухового восприятия и внимания к музыкальному звучанию; они медленнее устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала (часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки); у большинства детей наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития познавательных процессов.
Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с нарушениями речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушениями речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушениями речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию.
1.7. Взаимодействие с родителями
Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений участников образовательных
отношений в вопросах музыкального развития.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам музыкального воспитания детей применяются следующие формы работы:
- Родительские собрания. Это действенные формы работы с родителями, знакомящие с задачами и методами музыкального воспитания (с учетом возрастных особенностей воспитанников);
- Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи музыкального руководителя с семьей, во время которых обмениваются мнениями или оказывают родителям своевременную помощь.
- Групповые, индивидуальные и тематические консультации. Организуются с целью получения ответов на интересующие родителей вопросы.
Наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы, с целью обогащения знаний родителей. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
1. Информационные стенды – информация о программах по музыкальному воспитанию, используемых в детском саду; перечь
рекомендуемой литературы, песен, музыкальных игр и упражнений, которые можно делать в домашних условиях и др.
2. Папки – передвижки – знакомящие родителей с тем, чему можно научить ребенка в определенном возрасте.
3. Рекомендации, практические советы.
- разработка памяток и рекомендаций по различным направлениям развития детей;
- привлечение родителей к изготовлению пособий, атрибутов к праздникам;
- проведение индивидуальных бесед в моменты прихода и ухода родителей;
- индивидуальное консультирование.
- совместные музыкальные праздники и развлечения. Участие в мероприятиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять интересы ребенка.
- совместные музыкальные занятия родителей с детьми. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей. Совместные музыкальные занятия учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семьи.
ΙΙ.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Вариативные методы и формы реализации Программы
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики | Игра Праздники Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Изобразительная наглядность Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
2.2. Режим работы кружка
Вторник | 10.30 |
Четверг | 10.30 |
2.3. Тематическое планирование
Тема занятий | Задачи | Музыкальный материал |
Сентябрь: «Деревянные истории» | 1. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них
2. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.
3. Развивать фантазию, творчество и воображение. | Играем: «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского Фантазируем: «Деревянные разговоры» «Деревянные танцы» «Камаринская» Чайковского «Марш» муз. Шульгина «Полька» муз. Александрова «Вальс» муз. Майкапара Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько Играем в оркестре: «Лошадка» муз.Давыдовой «Вальс» муз.Майкапара |
Октябрь «Осенний калейдоскоп»
| 1. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.
2.Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.
3 Развивать слуховое воображение 2. Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева
Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе
Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
Ноябрь «Бумажный карнавал»
| 1. Познакомить детей С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.
2 Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.
3. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз.Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз.Селиванова Играем с инструментами: «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца |
Декабрь «Снежная сказка»
| 1. Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы 2. Развивать способность к образным и свободным импровизациям. 3. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
| Поем и танцуем: «Снежная сказка»муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского |
Январь «Стеклянное королевство» | 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
2. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами
3. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.
4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька»
Фантазируем: «Аквариум» Т.Коти
Играем в оркестре: «Вальс – шутка» муз.Шостаковича
|
Февраль «Металлическая фантазия»
| 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.
2. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
3. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы. | Озвучиваем стихи: «Веселый старичок» Хармса
Фантазируем: «Дракон» Берестова «Туча» Токмаковой
Играем и поем: «Колокольцы» р.н.п.
Играем в оркестре: «Тамбурин» муз.Рамо «Шарманка» муз.Шостаковича |
Март «Солнечная капель» | 1. Развивать способность детей слышать «музыку природы»
2. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.
3. Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Танцуем: «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени». Играем в оркестре: |
Апрель «Дождик бегает по крыше»
| 1. Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни. 2. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа.
3. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства. 4. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. | Озвучиваем стихи: «Водяная сабелька» Токмаковой «Две тучки» Белозерова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина Фантазируем: «Деревья на ветру» «Танец молнии» Играем в оркестре
|
Май «С утра до вечера»
«Звездный урок» | 1. Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.
2. Развивать способность к импровизации
Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет. | Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Фантазируем: «Жук» М.Веховой Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар.песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен «Вальс петушков» И. Стрибогг Озвучиваем стихи: Бунин «Звезды» Дж. Ривз «Лунные феи» Фантазируем «Звездный дождик» «Разговор звезды небесной и морской» «Разговор звезды и светлячка»
Играем и поем: «Лунный кораблик» «Горят цветные огоньки» Играем: «Звездочет» Играем в оркестре: «Космическая фантазия» |
2.4. Список использованной литературы
1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Корчагина В. А. Физиология. – М.: «Просвещение», 1998.
3. Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в школе/ Составитель О.А. Апраксина. Вып.4 – М., 1978.
4. Г.М. Науменко Фольклорный праздник. М.: ООО «Линка-Пресс», 2000
5. М.А. Михайлова А у наших у ворот развеселый хоровод. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001
6. Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика – М. «Учебная литература», 1997
7. Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ООО «Линка-Пресс», 2008
8. Е. В. Горбина Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Академия развития, 2006
9. М. Белованова Азбука пения для самых маленьких – ООО «Феникс», г. Ростов -на-Дону, 2011г.
10.И.В. Бодраченко Музыкальные игры для детей в 2-х частях от 3-5 лет и от 5-7 лет – Айрис-пресс Москва 2007
11. И. В. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста Айрис-пресс Москва 2007
Приложение 1
Музыкально-дидактические игры
«Лесная школа»
Цель: развития тембрового слуха
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”. Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.
«Бубен»
Цель: развитие музыкальной памяти.
Музыка «Бубен» Г. Фрида.
Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой.
«Нам игрушки принесли»
Цель: закрепление знаний о музыкальных игрушках.
В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию.
За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку. Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась.
«Уточки»
Цель: развитие чувства ритма.
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
«Какая птичка поет?»
Цель: развитие звуковысотного слуха. Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне «до» первой октавы) и как маленькая («до» второй октавы). После этого педагог за ширмой поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет. При повторе привлекаем детей к игре на металлофоне. Учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
«К нам гости пришли»
Цель: развитие ритма.
Используются игрушки бибабо (зайчик, медведь, лошадка, птичка, металлофон, бубен, музыкальный молоточек, колокольчик. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришли игрушки. Он обыгрывает приход игрушек: под медленные удары в бубен переступает с ноги на ногу медведь, под быстрые удары молоточком по металлофону прыгает зайчик, под четкие ритмические удары музыкального молоточка скачет лошадка, под звон колокольчика летит птичка. Педагог показывает игрушку, а ребенок озвучивает персонаж.
«Прогулка»
Цель: развитие чувства ритма.
В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.
«Колпачки»
Цель: закрепление знаний, полученных на музыкальных занятиях.
В качестве игрового материала потребуются три красочных бумажных колпачка, металлофон, барабан, бубен, колокольчик. Ребята садятся полукругом. На столе перед ними под колпаками лежат музыкальные инструменты. По очереди вызываем к столу детей и просим отгадать, на чем они будут играть. Для проверки ответа можно заглянуть под колпачок.
«Наш оркестр»
Цель: пробуждение самостоятельной деятельности ребят.
Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики, большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них.
«Буратино»
Цель: закрепление программного материала.
Для игры используется коробочка, на которой нарисован Буратино, а в ней находятся карточки с красочными иллюстрациями к программным песням и пьесам (паровоз, машина, елочка, флажок, санки, кукла и др., знакомым детям. Объясняем детям, что в гости к ним приехал Буратино и привез с собой песни, дети должны отгадать какие.
Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки нужную картинку. Затем выбранный ребенок прохлопывает ритмический рисунок песни.
«Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Для игры нужна лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
«Курица и цыплята»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Для игры необходим домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Приложение 2
Консультации для родителей
«Как сделать музыкальный инструмент своими руками»
Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.
Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке».
Шумовые инструменты несложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.
Погремушка
Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре - шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические, косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями) и т. д.
Играют погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.
Стукалка
Стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. С внешних сторон к брускам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобнее держать. Звук производится при ударе брусков друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.
Мини-маракасы
Для изготовления инструмента используют пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа. Четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробиваются гвоздем. (Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.) Затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие побольше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушки.
Шумелки
Для изготовления шумелок используются круглые коробочки из-под плавленого сыра, пластмассовые яйца от «киндер-сюрприза», веревочки и наполнитель (крупная крупа). В заранее приготовленное отверстие снизу коробочки закрепляем деревянную палочку – ручку. В боковые отверстия, через всю коробочку продевается ленточка или веревочка. На концах веревочки закрепляем «киндеры», предварительно наполненные крупой. Звук производится от «киндеров», наполненных крупой, а также при ударе «киндеров» о главную коробочку.
Приемы игры на детских музыкальных инструментах
Немаловажным фактором успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Познакомьтесь с ними сами и поясните их маленькому музыканту.
• Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами, затем ударьте ими по мембране.
• Треугольник: возьмите в левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди; палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).
• Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.
• Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.
• Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхните или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.
• Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.
• Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку, разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).
Шумовой оркестр
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Однако успешными занятия в шумовом оркестре будут лишь при непременном условии – регулярном и постоянном развитии в детях чувства метроритма. Если это условие выполняется, тогда дети будут способны быстро воспринимать, запоминать и воспроизводить ритмический рисунок.
Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи (народный оркестр или симфонический, дети исполняют ритмический аккомпанемент, тембром и характером звучания своих инструментов подчеркивая динамику, фразировку, характер музыки, ее ритмичность. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.
Детские музыкальные инструменты
Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Даже погремушка может быть своего рода музыкальным инструментом. Она придает ритмичность любой подвижной мелодии, если в погремушке присутствуют бубенцы, это превосходно. Бубны, колокольчики, детские барабаны, различные детские свистульки и дудочки. Все это детские музыкальные инструменты.
Для детей постарше есть инструменты такие как, например: металлофон, ксилофон (подобный металлофону, только деревянный, детское пианино.
Названные инструменты могут и должны украсить быт детей, при этом они являются игрушками.
Ребенок с удовольствием стучит палочкой по металлическим пластинам. Придумывая разнообразные мелодии, так же к ним прилагаются маленькие брошюрки с простыми мелодиями. А на каждой пластинке обозначена нота. Также детское пианино, оно бывает различным: и механическим и электронным, все зависит от потребностей ребенка и ваших.
Если ребенок играет на металлофоне, следует показать ему, как нужно держать палочку. Чтобы звучание было более звонким и протяжным: слабо, свободно, не зажимая ее рукой.
Если это дудочка, покажите, как правильно дуть, как держать дудочку, в зависимости от ее вида. Если это обычная дудочка, ребенок держит ее у основания большим и указательным пальцами обеих рук, а остальными он прижимает дырочки поочередно; если это детская флейта, у нее отверстие сбоку, как у настоящей флейты.
Знакомьте детей и с другими музыкальными инструментами, если есть игрушечные гитары, гармошки, это только плюс в музыкальном развитии ребенка.
Музыкальные инструменты для детей
Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.
Дети с большим желанием занимаются музыкой. Особенно их привлекает возможность самовыражения – возможность самостоятельно извлекать различные звуки. Совместные занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой семейный ансамбль, используя простой набор перкуссии (шейкеры, бубны и т. п.).
Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую деятельность.
Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. «Но причем здесь ритм?» – спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом, ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком. Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Мы, например, очень любим металлофон. "Волшебный звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение». Занятия на музыкальных инструментах принесут исключительно положительные эмоции вашему малышу, и музыка войдет в вашу жизнь с радостью. Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.
Приложение 3
Конспект занятия «Знакомство с русской ложкой»
Цель: развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
Задачи:
- Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.
- Развивать речедвигательную сферу детей;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать чувство ритма;
- Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
- Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т. д.
Формы работы: групповая
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Вятские, смоленские ложки деревенские», видеоролик «Вятские, смоленские…», деревянные ложки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
- Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской)
— Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день «пружинка»
Будет веселее. поднимают ручки вверх
— Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руками.
— Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
— Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Игрушка Антошка (плачет):
— Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
— Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
— А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
— Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
— А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
— Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?
— Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
— Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
— Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
— Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
— Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
— Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.
Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские…»
— Людей, которые играют на ложках называют ложкари. А вы слышали, как играют на ложках?
— Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие -то ложки у меня неправильные!
— Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?
— Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
— Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
— Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
— Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)
— Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.
Исполняется на ложках прием «Лошадка»
— Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
— Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
— А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
— Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
— Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
— А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)
— Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках.
(На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)
— Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
— На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки.
Ты всем деткам покажись
И за спину схоронись. (Дети ударяют ложкой по столу и прячут её за спину.)
— Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
— Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?
— Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
— А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.
Проводиться игра «Найди Ложку»
— Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?
— За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались.
— Значит, мы готовы показать первый концерт.
Исполнение по показу педагога танцевальных движений в сочетании с игрой на ложках.
«Пошла Млада за водой» русский хоровод, обработка В. Агафонникова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Семь чудес цвета»
Рабочая программа «Семь чудес цвета» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Вдохновение"
Иногда в рамках непосредственно-образовательной деятельности очень сложно дать тот материал, который бы ты хотела передать детям. В этом случае очень помогает дополнительное образование в детском саду...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....