Волшебница - вода
опыты и эксперименты (старшая группа)

гришина лилия ильясовна

Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода-источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. 
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины , а именно воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_volshebnitsa-_voda.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Волшебница - вода.

Структура исследовательской работы:

Введение :

1. Проблема;

2. Тема;

3. Актуальность;

4.  Цель исследования;

5.  Гипотеза;

6.  Новизна;

7.  Задачи исследования;

Основная часть :

1.Литературный обзор;

2.Методика исследования;

3. Результаты исследования;

4. Выводы;

Заключение:

1. Значимость.

Введение

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода-источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. 
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины , а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный, 2 месяца.
Цель: расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
Задачи: - систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей
- умножить и расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений
- стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность
- развивать любознательность
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
- повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников

Гипотеза: Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Новизна:

В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

•  Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

•  Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

  •  С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Основная часть.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей:

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• Дидактические, словесные, подвижные игры. 
• Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
• Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».
• Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• ООД (познавательное развитие«Путешествие с капелькой».
• ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
• ООД: Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность:
• Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
• Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
• Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

• Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», 
• Чтение стихотворений
 «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
• Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.

Физическое развитие

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море».

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Результат проекта:

• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вывод:

мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов;

пополнили словарный запас детей;

способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воды, дети проявляли интерес.

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

Итоговое мероприятие: Создание родителями макета «Аквариум».

Заключение.

Практическая значимость проекта

Для детей: появился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

Список используемой литературы:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  8. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  9. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  10.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  11. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
  12. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  13. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...