Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"
методическая разработка
Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без этого обойтись. Без информационно-коммуникативных средств уже трудно обходиться и взрослым, и подросткам в школе. Использование ИКТ является приоритетным направлением в дошкольном образовании. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. К одним из инновационных направлений можно отнести использование мультимедийных ресурсов, а именно работа с мультфильмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnaya_rabota_s_multfilmami.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач.
Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без этого обойтись. Без информационно-коммуникативных средств уже трудно обходиться и взрослым, и подросткам в школе.
Использование ИКТ является приоритетным направлением в дошкольном образовании. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.
К одним из инновационных направлений можно отнести использование мультимедийных ресурсов, а именно работа с мультфильмами.
Дети любят смотреть мультфильмы и смотрят их в неограниченном количестве и времени. Родители зачастую не придают значения таки долгим просмотрам мультфильмов детьми, а также не обращают внимания и на тематику мультфильмов. К сожалению, в наше время особой популярностью у детей пользуются зарубежные мультфильмы. Но большая их часть не так уж и безобидна, как кажется, а в некоторых случаях даже вредна, так как во многих из них показывается мир, фон, на котором происходят события, злобным, зачастую с применением физической силы.
Исходя из этого, необходимо максимально оградить ребёнка от отрицательного влияния массовой культуры, используя при этом все преимущества наших мультфильмов, как средства воспитания.
Более того, большинство педагогов относятся к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, простому заполнению досуга детей. Данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей правильных мультфильмов.
Исходя из выше сказанного, мы поставили перед собой задачу – использовать в педагогическом процессе мультимедийные ресурсы с целью решения многих педагогических задач. За основу использования мультимедийных ресурсов взяли работу с «советскими» мультфильмами. Какие же, на наш взгляд, мы можем реализовать педагогические задачи, лежащие в основе образовательных областей, с помощью работы на основе использования «советских мультфильмов»:
1. Социально-коммуникативное развитие.
- Усвоение норм и нравственных ценностей. В «советских» мультфильмах ребенок видит определённые модели поведения, взаимоотношения, учится их правильно понимать и оценивать, ребёнок учится сопереживать героям, различать добро и зло, где борьба со злом показана не через насилие и физическую силу, а с помощью хитрости или каких-то уговоров, объяснений, доказательств.
- Развитие навыков культурного общения: умение высказывать своё мнение, выслушать мнение своего товарища или взрослого, сделать вывод, умение выразить в правильной форме свое согласие или несогласие.
2. Познавательное развитие.
- Развитие интереса, любознательности.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Формирование первичных представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов. В «советских» мультфильмах красиво и интересно показана природа, быт людей, предметы быта, одежда. Со всем этим дети знакомятся через образы животных, которые во многих фильмах являются героями и совершают поступки, какие могут совершать люди. Дети усваивают значение и необходимость труда в жизни человека, некоторые м/ф знакомят с последовательностью трудовых действий.
3. Речевое развитие.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматически правильной речи.
- Развитие речевой активности, доказательной речи в ходе бесед после просмотра м/ф: умение правильно высказывать своё мнение, объяснить ход своих мыслей, рассуждений и т.д.
- Развитие интонационной выразительности. Дети учатся понимать и определять по жестам, мимике характер, настроение героев и уметь передать эмоции в процессе разыгрывания диалогов, монологов, инсценировок.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру, (изображаемая одежде, природа, предметы окружающего мира).
- Формирование положительного отношения к музыке, правильного её понимания (ведь музыка звучит на протяжении всего м/фильма, она отражает и настроение героев, и их характеры, поступки, состояние погоды, природы и т.д.)
5. Физическое развитие
- Усвоение понимания того, что движения необходимы человеку для развития физических качеств, они делают человека здоровым. В некоторых м/ф отражено значение утренней гимнастики, физических упражнений, показана необходимость занятий спортом.
- Формирование представлений о значении правильного питания, которое способствует становлению здорового образа жизни.
Кром того в процессе работы с использованием м/фильмов происходит развитие с психических процессов, таких как: восприятие, внимание, сосредоточенность, память, логическое мышление.
Рассмотрим основные условия, способствующие реализации поставленных задач в работе с использованием мультимедийного ресурса на основе просмотра «советских» мультфильмов:
1. Личностная готовность педагога к работе: умение проявить сочувствие, доверие по отношению к детям, способность к проникновению в эмоциональное состояние детей, готовность к открытому общению.
2. Учёт возрастных особенностей, особенностей восприятия мультфильмов детьми.
3. Подготовленность педагога к работе с мультфильмом:
- Предварительно просмотреть выбранный м/фильм.
- Определить главную мысль, идею, выделить задачи.
- Смоделировать сценарий работы.
- Продумать ход беседы, предлагаемые детям вопросы, с учётом вопросов, направленных на установления причинно-следственных связей, логических рассуждений.
- Продумать деятельность детей, мотивационные цели, дидактические материалы.
Рекомендации, которые необходимо выполнять к отбору мультфильмов.
- требования к зрительному ряду (видеоряду) – умеренная скорость предъявления видеоматериала: умеренная яркость красок, отсутствие перегруженности спецэффектами;
- требования к звуковому ряду (аудиоряду) – понятная ребёнку лексика, умеренная «загруженность» видеоряда вербальным сопровождением, эмоционально окрашенная речь героев, усиливающая смысловую, чувственную нагрузку фильма;
- требования к сюжетной линии: чёткость, простота и доступность сюжета, динамичное; экспрессивное развитие сюжета, вовлекающее ребёнка в события, происходящие на экране;
- требования к образу персонажей мультфильма: оригинальность, экспрессивность, типичность (узнаваемость) представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость проявления характерологических черт, благородство, отвага, успешность положительных героев как возможность пробуждения желания дошкольника подражать им;
- требования к нравственной проблематике фильма: утверждение абсолютной ценности любого существа; идеи дружбы, единения, взаимопомощи, добра и справедливости; формулировка в явной или скрытой форме нравственных выводов («морали» мультфильма); связь ситуаций, фрагментов фильма с жизненной ситуацией ребёнка, его отношениями со сверстниками и взрослыми.
- требования СанПина: учёт длительности просмотра (не более 10 – 15 мин.);
учёт расстояния ребёнка от экрана в зависимости от его размера;
расположение экрана на уровне глаз ребёнка, если ребёнок носит очки, он должен надеть их;
- при просмотре мультфильмов в утренние часы необходимо зашторивание окон, а при показе в вечерние часы – использование искусственного освещения.
Таким образом, при выборе того или иного мультфильма необходимо учитывать готовность и способность целевой группы (в нашем случае детей старшего дошкольного возраста) к его восприятию, пониманию, учитывать интересы детей, потребности, а также уровень интеллектуального и художественного развития.
Работу по использованию мультфильмов мы проводим в комплексе с другими видами детской деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности. Так, например, после работы с мультфильмом «Разные колёса», В. Сутеева на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми закреплялись навыки сравнения предметов (колёс) по величине.
А на занятии по развитию речи разыгрывались диалоги медведя с животными из этого же м/ф, где шла работа по развитию интонационно выразительной речи с использованием жестов, мимики.
После просмотра м/ф «Грибок-теремок», В. Сутеева была организована коллективная работа на занятии по изобразительной деятельности.
После работы с м/ф «Кораблик», В. Сутеева дети выполняли аппликацию кораблика, а также на занятии по развитию конструктивных навыков дети делали кораблик из природных материалов.
На занятии по ознакомлению с окружающим в процессе ознакомления детей с домашними животными пересказывали рассказы после работы с м/ф «Утёнок и цыплёнок», «Три котёнка», В. Сутеева.
На занятии по развитию связной речи в процессе обучения детей составлению рассказов по серии картинок использовалась работа с м/ф «Петух и краски», В. Сутеева. Перед детьми была поставлена задача, использовав картинки с фрагментами из м/ф, составить мультипликационную ленту и последовательный рассказ.
Так же была организована работа после просмотра м/ф «Снеговик-почтовик», В. Сутеева на занятии по эстетическому развитию дети рисовали снеговиков, изображая их такими, какими они были в м/ф.
На одном из занятий по развитию речи физкультминутка была проведена в виде танца и песенки, которая прозвучала в м/ф.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультфильмов, помогает разнообразить работу педагога с детьми, сделать её более живой и интересной и в комплексе с другими видами детской деятельности решать педагогические задачи.
Используемая литература:
- «Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС»
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
- Исследовательская работа «Мультфильмы: вред или польза», интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дымковской росписи в работе с детьми с целью развития художественно- творческих способностей.
Влияние народного искусства на развитие художественно- творческих способностей детей. Дымковская роспись - начало знакомства детей с декоративно- прикладным искусством....
Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....
Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития
Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития, для детей раннего возраста....
Педагогический совет: "Многофункциональные пособия для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода".
Сценарий педагогического своета...
Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"
Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без это...
Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода.
Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода....
План работы родительского клуба с целью повышения педагогической компетенции родителей по вопросам ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
план работы с родителями по вопросам ранней профориентации....