Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"
методическая разработка

Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без этого обойтись. Без информационно-коммуникативных средств уже трудно обходиться и взрослым,             и подросткам в школе. Использование ИКТ является приоритетным направлением в дошкольном образовании. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.  К одним из инновационных направлений можно отнести использование мультимедийных ресурсов, а именно работа с мультфильмами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnaya_rabota_s_multfilmami.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультфильмов в работе с детьми                                                                  с целью реализации педагогических задач.

          Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без этого обойтись. Без информационно-коммуникативных средств уже трудно обходиться и взрослым,             и подросткам в школе.

         Использование ИКТ является приоритетным направлением в дошкольном образовании. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.

        К одним из инновационных направлений можно отнести использование мультимедийных ресурсов, а именно работа с мультфильмами.

        Дети любят смотреть мультфильмы и смотрят их в неограниченном количестве и времени. Родители зачастую не придают значения таки долгим просмотрам мультфильмов детьми, а также не обращают внимания и на тематику мультфильмов. К сожалению, в наше время особой популярностью у детей пользуются зарубежные мультфильмы. Но большая их часть не так уж и безобидна, как кажется, а в некоторых случаях даже вредна, так как во многих из них показывается мир, фон, на котором происходят события, злобным, зачастую с применением физической силы.

Исходя из этого, необходимо максимально оградить ребёнка от отрицательного влияния массовой культуры, используя при этом все преимущества наших мультфильмов, как средства воспитания.

          Более того, большинство педагогов относятся к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, простому заполнению досуга детей. Данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей правильных мультфильмов.

           Исходя из выше сказанного, мы поставили перед собой задачу – использовать в педагогическом процессе мультимедийные ресурсы с целью решения многих педагогических задач. За основу использования мультимедийных ресурсов взяли работу с «советскими» мультфильмами.               Какие же, на наш взгляд, мы можем реализовать педагогические задачи, лежащие в основе образовательных областей, с помощью работы на основе использования «советских мультфильмов»:

1. Социально-коммуникативное развитие.

- Усвоение норм и нравственных ценностей. В «советских» мультфильмах ребенок видит определённые модели поведения, взаимоотношения, учится их правильно понимать и оценивать, ребёнок учится сопереживать героям, различать добро и зло,  где борьба со злом показана не через насилие и физическую силу, а с помощью хитрости или каких-то уговоров, объяснений, доказательств.

- Развитие навыков культурного общения: умение высказывать своё мнение, выслушать мнение своего товарища или взрослого, сделать вывод, умение выразить в правильной форме свое согласие или несогласие.

2. Познавательное развитие.

- Развитие интереса, любознательности.

- Формирование познавательных действий, становление сознания.

- Формирование первичных представлений об окружающем мире, о свойствах            и отношениях объектов. В «советских» мультфильмах красиво и интересно показана природа, быт людей, предметы быта, одежда. Со всем этим дети знакомятся через образы животных, которые во многих фильмах являются героями и совершают поступки, какие могут совершать люди. Дети усваивают значение и необходимость труда в жизни человека, некоторые м/ф знакомят с последовательностью трудовых действий.

3. Речевое развитие.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматически правильной речи.

- Развитие речевой активности, доказательной  речи в ходе бесед после просмотра м/ф: умение правильно высказывать своё мнение, объяснить ход своих мыслей, рассуждений и т.д.

- Развитие интонационной выразительности. Дети учатся  понимать и определять по жестам, мимике характер, настроение героев и уметь передать эмоции в  процессе разыгрывания диалогов, монологов, инсценировок.

4. Художественно-эстетическое развитие.

- Становление эстетического отношения к окружающему миру, (изображаемая одежде, природа, предметы окружающего мира).

- Формирование положительного отношения к музыке, правильного её понимания (ведь музыка звучит на протяжении всего м/фильма, она  отражает и настроение героев, и их характеры, поступки, состояние погоды, природы и т.д.)  

5. Физическое развитие

- Усвоение понимания того, что движения необходимы человеку для развития физических качеств, они делают человека здоровым. В некоторых м/ф отражено значение утренней гимнастики, физических упражнений, показана необходимость занятий спортом.

- Формирование представлений о значении правильного питания, которое способствует становлению здорового образа жизни.

Кром того в процессе работы с использованием м/фильмов происходит развитие  с психических процессов, таких как: восприятие, внимание, сосредоточенность, память, логическое мышление.

Рассмотрим основные условия, способствующие  реализации  поставленных задач в работе с использованием мультимедийного ресурса на основе просмотра «советских» мультфильмов:

1. Личностная готовность педагога к работе: умение проявить сочувствие, доверие по отношению к детям, способность к проникновению в эмоциональное состояние детей, готовность к открытому общению.

2. Учёт возрастных особенностей, особенностей восприятия мультфильмов детьми.

3. Подготовленность педагога к работе с мультфильмом:

- Предварительно просмотреть выбранный м/фильм.  

- Определить главную мысль, идею, выделить задачи.

- Смоделировать сценарий работы.

- Продумать ход беседы, предлагаемые детям вопросы, с учётом вопросов, направленных на установления причинно-следственных связей, логических рассуждений.

- Продумать деятельность детей, мотивационные цели, дидактические материалы.

Рекомендации,  которые необходимо  выполнять к отбору мультфильмов.

- требования к зрительному ряду (видеоряду) – умеренная скорость предъявления видеоматериала: умеренная яркость красок, отсутствие перегруженности спецэффектами;

- требования к звуковому ряду (аудиоряду) – понятная ребёнку лексика, умеренная «загруженность» видеоряда вербальным сопровождением, эмоционально окрашенная речь героев, усиливающая смысловую, чувственную нагрузку фильма;

- требования к сюжетной линии: чёткость, простота и доступность сюжета, динамичное;  экспрессивное развитие сюжета, вовлекающее ребёнка в события, происходящие на экране;

- требования к образу персонажей мультфильма: оригинальность, экспрессивность, типичность (узнаваемость) представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость проявления характерологических черт, благородство, отвага, успешность положительных героев как возможность пробуждения желания дошкольника подражать им;

- требования к нравственной проблематике фильма: утверждение абсолютной  ценности любого существа; идеи дружбы, единения, взаимопомощи, добра и справедливости; формулировка в явной или скрытой форме нравственных выводов («морали» мультфильма); связь ситуаций, фрагментов фильма с жизненной ситуацией ребёнка, его отношениями со сверстниками и взрослыми.

- требования  СанПина: учёт длительности просмотра (не более 10 – 15 мин.);

учёт расстояния ребёнка от экрана в зависимости от его размера;

расположение экрана на уровне глаз ребёнка, если ребёнок носит очки, он должен надеть их;

- при просмотре мультфильмов в утренние часы необходимо зашторивание окон, а при показе в вечерние часы – использование искусственного освещения.

Таким образом, при выборе того или иного мультфильма необходимо учитывать готовность и способность целевой группы (в нашем случае детей старшего дошкольного возраста) к его восприятию, пониманию, учитывать интересы детей, потребности, а также уровень интеллектуального и художественного развития.

            Работу по использованию мультфильмов мы проводим в комплексе с другими видами детской деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности. Так, например, после работы с мультфильмом «Разные колёса»,  В. Сутеева на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми закреплялись навыки сравнения предметов (колёс) по величине.

            А на занятии по развитию речи разыгрывались диалоги медведя с животными из этого же м/ф, где шла работа по развитию интонационно выразительной речи с использованием жестов, мимики.

           После просмотра м/ф «Грибок-теремок», В. Сутеева была организована коллективная работа на занятии по изобразительной деятельности.

            После работы с м/ф «Кораблик», В. Сутеева дети выполняли аппликацию кораблика, а также на занятии по развитию конструктивных навыков дети делали кораблик из природных материалов.

            На занятии по ознакомлению с окружающим в процессе ознакомления детей с домашними животными пересказывали рассказы после работы с м/ф «Утёнок и цыплёнок», «Три котёнка», В. Сутеева.  

            На занятии по развитию связной речи в процессе обучения детей составлению рассказов по серии картинок использовалась работа с м/ф «Петух и краски», В. Сутеева. Перед детьми была поставлена задача, использовав картинки с фрагментами из м/ф, составить мультипликационную ленту и последовательный рассказ.

          Так же была организована работа после просмотра м/ф «Снеговик-почтовик», В. Сутеева на занятии по эстетическому развитию дети рисовали снеговиков, изображая их такими, какими они были в м/ф.                    

           На одном из занятий по развитию речи физкультминутка была проведена в виде танца и песенки, которая прозвучала в м/ф.

           Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультфильмов, помогает разнообразить работу педагога с детьми, сделать её более живой и интересной и в комплексе с другими видами детской деятельности решать педагогические задачи.

Используемая литература:

- «Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС»  

- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.

- Исследовательская работа «Мультфильмы: вред или польза», интернет ресурсы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дымковской росписи в работе с детьми с целью развития художественно- творческих способностей.

Влияние народного искусства на развитие художественно- творческих способностей детей. Дымковская роспись - начало знакомства детей с декоративно- прикладным искусством....

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития

Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития, для детей раннего возраста....

Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"

Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без это...

Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода.

Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода....