Использование дымковской росписи в работе с детьми с целью развития художественно- творческих способностей.
консультация по аппликации, лепке по теме
Влияние народного искусства на развитие художественно- творческих способностей детей. Дымковская роспись - начало знакомства детей с декоративно- прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование дымковской росписи в работе с детьми | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дымковской росписи в работе с детьми дошкольного возраста.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Народное искусство способствует формированию художественного и эстетического вкуса, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающему миру.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: <<Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности>> (Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – Известия АПН РСФСР. – Вып. 11. - М.-Л.С.7.).
Русское народное искусство очень содержательно и направленно на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.
Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: <<Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений>> (Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе детского сада. – Известия АПН РСФСР, 1947. – Вып 11.- С.138).
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словестные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление, самим учится создавать прекрасное.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства лучше начать с изделий дымковской росписи.
Цель данной работы познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, развить пространственную ориентировку на плоскости. У детей возникает желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Личный опыт убедительно показал, что знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально-положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркие, красочные дымковские игрушки. Но этими изделиями они не только любуются, также могут воспроизвести их в своем творчестве, расписать силуэты игрушек, вырезанные из бумаги.
Дымковская роспись способствует всестороннему развитию ребенка. Узнавая, называя и сравнивая игрушки, дети развивают свое восприятие, образное мышление, воображение, речь, внимание, память. Разглядывая узоры игрушек, дети учатся сравнивать, называть особенности росписи (круги, точки, кольца, мазки, полосы).
Восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка. Дымковская роспись с ее яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.
Образ окружающих предметов и явлений дымковской росписи в доступном для детского познания виде способствует развитию наглядно-образного мышления ребенка.
Важным психическим процессом, без которого не возможно творчество и который также активно формируется средствами народной росписи, является воображение. В образах росписи заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные. Ознакомление с ними содействует развитию воображения, фантазии, творчества у детей.
Дымковские узоры очень просты, и дети учатся их повторять. Это способствует развитию у детей ориентировки на плоскости, умению работать с красками и кистью, тычком. У детей совершенствуются технические навыки рисования. Знакомые элементы дымковской росписи дети учатся использовать при составлении композиций на геометрических формах и силуэтах. При этом у детей развиваются композиционные умения, чувство ритма, эстетическое восприятие, художественный вкус.
В процессе овладения приемами народной росписи у детей развивается мелкая моторика руки, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика знаний - Результаты работы с детьми по развитию художественно – творческих способностей
УРОВНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...
Методическое объединение "Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей" Мастер-класс"Использование нетрадиционных технк рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от тради...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»
Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...
Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительны...