План по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
План по самообразованию
воспитателя подготовительной группы «Капитошка»
Соложенцевой Натальи Анатольевны
Срок реализации – 2020-2021 учебный год
Покачи 2020
План по самообразованию
воспитателя подготовительной группы «Капитошка»
Соложенцевой Натальи Анатольевны на 2020-2021 учебный год.
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
- способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Актуальность выбранной темы
Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап: (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2020 г.) – изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательный процесс со старшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)
Второй этап: (накопительно - практический: ноябрь 2020 – апрель 2021 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка дидактических игр, мастер-классов по работе с детьми, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап: (заключительный: май 2021 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Перспективный план самообразования педагога
Учебный год | Тема по самообразованию | Форма отчёта | Срок отчёта |
2020-2021 | «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» | Городской теоретико-практический семинар «Педагог и дети в инновационном образовательном пространстве» Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Экономические приключения» Деловая игра Брейн-ринг для родителей «Финансовая грамотность дошкольников» Представление опыта работы по теме самообразования в виде электронной презентации | Октябрь 2020г. Декабрь 2020г. Февраль 2021г. Май 2021г. |
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь | 1. Дидактическая игра «Разложите товар», демонстрация серии мультфильмов Смешарики «Азбука финансовой грамотности». 2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями. 3. Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия» | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
Работа с детьми | Октябрь | 1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» 2. Семинар для педагогов показ мастер – класса «Использование методов ТРИЗ - технологии в формировании финансовой грамотности дошкольников» 3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
Ноябрь | 1.Освоение с детьми новых игр и пособий изготовленных своими руками: «Покупайка», «Размен монет», «Размен купюр», «Что из чего сделано» | Электронная презентация для родителей «Финансовая грамотность каждому дошкольнику» | |
Ноябрь | 1.Дидактическая игра «Не ошибитесь». 2.Чтение сказок, рассказов с содержанием основ финансовой грамотности. 3.Пополнить дидактические и настольные игры, а также разработать новые игры для работы с «Кольцами Луллия» | Консультация для родителей на тему: «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через произведения художественной литературы» | |
Декабрь | 1.Презентация «Почему все взрослые работают?» 2.Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми. 3.Викторина «Экономические приключения» | Разработка буклетов по теме: «Ребенок и финансы» | |
Январь | 1.С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». 2.Поход с детьми в магазин. 3.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» Рекомендация: «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» | |
Февраль | 1.Викторина для детей «Профессии»; 2.Деловая игра Брейн-ринг для родителей «Финансовая грамотность дошкольников» | Электронная презентация для родителей «Финансовая грамотность каждому дошкольнику» | |
Март | 1.Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2.Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» 3.Буклет «История о дереве и человеке» | Картотека сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности. | |
Апрель | 1. Викторина для детей «Знатоки финансовой грамотности»; 2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | Практические советы родителям «Ребёнок и карманные деньги» | |
Май | 1. Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал» 2. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» 3. Подведение итогов, мониторинг знаний детей 4.Отчёт- презентация | Выставка рисунков детей «Моя будущая профессия» | |
Самореализация | Март | Показ открытого занятия | |
Май | Представление опыта работы по теме самообразования в виде электронной презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
план и отчет...
План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2022-23г.г
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрени...
Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...