План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2022-23г.г
рабочая программа (подготовительная группа)

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_fin.gram_2022.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

на тему:

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Воспитатель: Кириллова Ольга Валерьевна

                                                                  Малиновка 2022г

Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

      Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

 - научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

 - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д).

Предполагаемый результат:

  • Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.
  • Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

Срок реализации: 2020-2021 учебный год.

Реализация плана по самообразованию строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Этапы работы

Месяц

Этапы

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

1 этап- организационно-ознакомительный

Сбор информации по данной проблеме.

Анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Октябрь –апрель

2 этап – основной (реализация)

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

   Беседы.

   Непосредственно – образовательная деятельность.

    Дидактические игры.

    Моделирование ситуаций – тренингов.

     Чтение художественной литературы.

Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.

Май

3 этап –заключительный

Представление опыта работы по теме.

Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

План работы на 2020-2021год.

Месяц

Тема

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики

   Дидактическая игра «Заветные желания»

   Беседа «Что такое деньги»

Анкета «Мой ребенок и финансовая грамотность»    «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Октябрь

Формировать представление детей о доходах и расходах

Дидактические игры: игра «Доход-расход»

Сюжетно – ролевые игра «Магазин»

Чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Кошкин дом" "Телефон"

Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Ноябрь

Формировать представление детей о профессиях

Дидактическая игра «Потребности и возможности»

Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

Знакомство с литературным произведением К. И. Чуковский "Телефон"

Беседа «Кем работают мои родители»

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Декабрь

Формировать представление детей о понятии «Деньги»

Дидактическая игра «Профессии»

Беседа «Деньги»

НОД «Путешествие в Эконмию»

Разработка памяток по формированию экономических основ у детей дошкольного возраста

Январь

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Чтение экономической сказки «Путешествие монетки»

Игра «Хочу и надо».

Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

Февраль

Формировать представление детей  о рекламе

 Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик»

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Март

Формировать представление о  потребностях и возможностях

Рисование «Путешествие в страну профессий»

Отгадывание загадок про профессии

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».

С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Апрель

Формировать представление о рынке  

   Знакомство с литературным произведением Р. н. сказка "Как барин овцу купил"

Виртуальная экскурсия в банк

Экономическая сказка

Чтение сказки  С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Консультация для педагогов:  «Формируйте у детей разумные потребности»

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Май

Отчёт по самообразованию

Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Деловая игра для  детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки  Дошкольная педагогика. 2009. №7.

2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Высшая. школа, 2007.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...

Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...