План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2022-23г.г
рабочая программа (подготовительная группа)
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_fin.gram_2022.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
на тему:
«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Воспитатель: Кириллова Ольга Валерьевна
Малиновка 2022г
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д).
Предполагаемый результат:
- Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.
- Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год.
Реализация плана по самообразованию строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Этапы работы
Месяц | Этапы | Форма работы | Работа с родителями | |
Сентябрь | 1 этап- организационно-ознакомительный | Сбор информации по данной проблеме. | Анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации. | |
Октябрь –апрель | 2 этап – основной (реализация) Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику. | Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Дидактические игры. Моделирование ситуаций – тренингов. Чтение художественной литературы. | Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми. | |
Май | 3 этап –заключительный | Представление опыта работы по теме. | Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика» |
План работы на 2020-2021год.
Месяц | Тема | Форма работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики | Дидактическая игра «Заветные желания» Беседа «Что такое деньги» | Анкета «Мой ребенок и финансовая грамотность» «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
Октябрь | Формировать представление детей о доходах и расходах | Дидактические игры: игра «Доход-расход» Сюжетно – ролевые игра «Магазин» Чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Кошкин дом" "Телефон" | Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. |
Ноябрь | Формировать представление детей о профессиях | Дидактическая игра «Потребности и возможности» Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Знакомство с литературным произведением К. И. Чуковский "Телефон" Беседа «Кем работают мои родители» | Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
Декабрь | Формировать представление детей о понятии «Деньги» | Дидактическая игра «Профессии» Беседа «Деньги» НОД «Путешествие в Эконмию» | Разработка памяток по формированию экономических основ у детей дошкольного возраста |
Январь | Формировать представление детей о понятии «бюджет» | Сюжетно – ролевая игра «Банк» Чтение экономической сказки «Путешествие монетки» Игра «Хочу и надо». | Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика» Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» |
Февраль | Формировать представление детей о рекламе | Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик» С. В. Михалков «Как старик корову продавал» | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
Март | Формировать представление о потребностях и возможностях | Рисование «Путешествие в страну профессий» Отгадывание загадок про профессии Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон». С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин. | Разработка буклетов «Ребенок и финансы» Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
Апрель | Формировать представление о рынке | Знакомство с литературным произведением Р. н. сказка "Как барин овцу купил" Виртуальная экскурсия в банк Экономическая сказка Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» | Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности» Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
Май | Отчёт по самообразованию | Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» Деловая игра для детей подготовительной группы «Азбука финансов» | Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» |
1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки Дошкольная педагогика. 2009. №7.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Высшая. школа, 2007.
3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
План самоообразования воспитателя...
Самообразование "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
план и отчет...
План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...
Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...