Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)
статья

Григорян Ольга Васильевна

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avakyan_grigoryan_nagavkina.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей  старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края

(на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Авакян Светлана Николаевна, заведующий, Григорян Ольга Васильевна, старший воспитатель, Нагавкина Марина Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка», р.п. Полтавка, Омская область

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников. 

 Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения  к культуре и истории родного края.

Основание  культуры – длительный и сложный процесс, но вхождение человеку в культуру начинается в  самом раннем детстве через родной язык,  художественный и образный мир традиционной культуры, освоение ее ценностей и норм. Культура должна стать средой развития и воспитания ребенка[1].

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. леонтьев, Д.Б.Эльконин) ориентирует на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм [2].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в своей деятельности мы  опирается на научные принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Содержание  раздела «Введение в мир культуры Омского Прииртышья» в программе «Омское Прииртышье» направлено  на приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья и на формирование потребности в ознакомлении с культурным наследием региона, бережном отношении к нему [3].

Цель – формирование начальных представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве Омского Прииртышья и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

Для знакомства детей с культурой родного края используется содержательная линия «Архитектура, театры, музей, изобразительное искусство Омского Прииртышья», которая раскрывает художественную, театральную жизнь Омской области.

Используя дидактические единицы содержательной линии, мы  реализуем следующие задачи:

1.Познакомить детей с объектами Омского Прииртышья (театрами, музеями, библиотеками, детскими учреждениями, биографиями художников и их произведениями).

2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к художественной, театральной жизни Омской области.

3. Воспитывать эмоционально - ценностное, патриотическое отношение к национальным и региональным традициям.

Для  выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве проводится мониторинг «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство» (дидактическое упражнение «Назови архитектурные объекты г. Омска»,

 диагностическое  задание «Театры и музеи г. Омска», дидактическое упражнение «Художники  г. Омска и Омской области»).

В работе выделены три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:

1.Мониторинг по разделу «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство».

3.Определение цели и задач  работы, ожидаемые результаты.

4.Определение основных форм работы с детьми.

5.Разработка перспективного плана работы, который включает в себя проведение непосредственно образовательной деятельности и совместных с родителями мероприятий.

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации деятельности на практике (совместно с родителями).

Основной этап включает в себя непосредственную реализацию всех мероприятий проекта.

Для решения поставленных  задач используются различные формы работы:

Использование метода трех вопросов: -  «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?»;

- подбор иллюстраций, картинок, слайдов, презентаций, аудиозаписей  по   темам образовательной деятельности;

-подбор детской литературы по тематике проекта;

- Наполнение и оформление развивающей среды;

- проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организация творческой деятельность детей: игры, рисование, аппликация,
выставка творческих работ детей на тему: «Моя малая Родина».

- проведение викторины для детей старшего возраста «Родимый край люби и знай».
В процессе реализации программы становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.

  1. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников.М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
  2. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.
  3. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций/ Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...