Ситуационный разговор
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Ситуативный разговор – специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsionyy_razgov.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуативный разговор – специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.
Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач.
В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблемная ситуация, требующая решения.
Проблемная ситуация–это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать.
Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:
- Участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
- Позиция взрослого как партнера по общению;
- Изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
- Планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
- Длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
- Предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.
Ситуативные разговоры могут быть:
- Реально-практическими
- Игровыми.
При организации ситуаций воспитатель чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».
Примерный перечень ситуационных бесед:
- «Если с другом вышел в путь»
- Цель: Формирование дружеских взаимоотношений.
- «Как мы можем позаботиться о старших»
- Цель: Формирование заботливого отношения к пожилым людям, умения помогать им.
- «Умей прийти к общему решению»
- Цель: Развитие волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- «О чуткости и равнодушии»
- Цель: Дать понятие о чуткости и равнодушии.
- «Я и мы»
- Цель: Формирование умения ограничивать свои желания, умения считаться с желаниями окружающих.
- «Терпение и труд всё перетрут»
- Цель: Воспитание волевых качеств, умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
- «Справедливость – хорошее качество человека»
- Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки других.
- «Как разрешить спор»
- Цель: Закрепление умения разрешать спор словами.
- «Правила поведения в игре»
- Цель: Закрепление умения детей соблюдать правила игры, воспитание чувства коллективизма.
- «У нас дружная семья»
- Цель: Закрепление знаний о своей семье, о родственных отношениях в семье.
- «Такие разные дети»
- Цель: Закрепить знания о национальностях и расах.
- «Каким я был, каким я стал, каким я буду»
- Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
- «Чем мне нравится наш детский сад»
- Цель: Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.
- «Что такое – быть мужчиной?»
- Цель: Формирование представлений о том, каким должен быть настоящий мужчина.
- «По дороге в детский сад»
- Цель: Закрепление знаний об устройстве улицы, о дорожном движении. Закрепление понятий: «площадь», «бульвар», «проспект»
- «Где положишь, там и возьмёшь»
- Цель: Закрепление знаний о том, что в целях безопасности дома надо поддерживать порядок.
- «Если ты потерялся»
- Цель: Закрепление умения обращаться за помощью к взрослым.
- «Опасные предметы дома»
- Цель: Закрепление знаний детей о правилах пользования колющими и режущими предметами.
- «Как избежать беды»
- Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
- «Трудовая деятельность»
- Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности (лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).
- «Ребенок и взрослые»
- Цель: Углублять представления о людях : понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.
- « Что ты знаешь о себе?»
- Цель: Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)
- "Поведение в природе"
- Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы.
- «Как вести себя на улице»
- Цель: развитие у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы; правильного поведения и общения в общественных местах.
- «Что делать, когда потерялся?»
- Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о безопасном поведении на улице и при большом скоплении людей. Учить к кому обращаться, если такая ситуация произошла.
- «Контакты на улице с незнакомыми людьми»
- Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
- «Чудо рядом с тобой».
- Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.
- "Что я могу сделать сам".
- Цель: вызвать интерес к труду. Учить делать что то самостоятельно.
- "Помощник".
- Цель: выяснить какие добрые поступки совершают дети, как помогают дома своей семье. Учить детей взаимопомощи другим.
- «Здравствуй сказка»
- Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.
- «Наш театр»
- Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.
- «В гости к книге»
- Цель: Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуационные задачи
Ситуационные задачи для воспитателей при проведении семинаров, педсоветов и т.д....
Агрессивность. Ситуационно-личностные реакции ребенка. Опросник.
Опросник позволяет определить уровень агрессивности у ребенка методом наблюдения. Актуален для практических психологов и педагогов....
Ситуационные беседы
Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благопо...
Ситуационная игра -постановка с элементами театрализации "Правила дружбы" для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для проведения ситуативной игры с историей о котике и ежике поссорившихся из-за качели. беседа с постановкой проблемной задачи с детьми страшей группы....
Ситуационно-ролевые игры для старших дошкольников
Среди методов развития у детей коммуникативных способностей выделяют социальные игры, формирующие социальный опыт, способствующие адаптации к социальной среде, развивающие самопознание, эмпатию, толер...