Ситуационный разговор
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гарнева Мария Леонидовна

Ситуативный разговор – специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsionyy_razgov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуативный разговор – специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач.

В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблемная ситуация, требующая решения.

Проблемная ситуация–это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация  возникает, когда  педагог  преднамеренно  сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная  цель  создания  проблемных  ситуаций  заключается  в  осознании  и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать.

Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:

  • Участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
  • Позиция взрослого как партнера по общению;
  • Изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • Планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • Длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • Предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.

Ситуативные разговоры могут быть:

  • Реально-практическими
  • Игровыми.

 При организации ситуаций воспитатель чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».

Примерный перечень ситуационных бесед:

  • «Если с другом вышел в путь»
  • Цель: Формирование дружеских взаимоотношений.
  • «Как мы можем позаботиться о старших»
  • Цель: Формирование заботливого отношения к пожилым людям, умения помогать им.
  • «Умей прийти к общему решению»
  • Цель: Развитие волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • «О чуткости и равнодушии»
  • Цель: Дать понятие о чуткости и равнодушии.
  • «Я и мы»
  • Цель: Формирование умения ограничивать свои желания, умения считаться с желаниями окружающих.
  • «Терпение и труд всё перетрут»
  • Цель: Воспитание волевых качеств, умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
  • «Справедливость – хорошее качество человека»
  • Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки других.
  • «Как разрешить спор»
  • Цель: Закрепление умения разрешать спор словами.
  • «Правила поведения в игре»
  • Цель: Закрепление умения детей соблюдать правила игры, воспитание чувства коллективизма.
  • «У нас дружная семья»
  • Цель: Закрепление знаний о своей семье, о родственных отношениях в семье.
  • «Такие разные дети»
  • Цель: Закрепить знания о национальностях и расах.
  •  «Каким я был, каким я стал, каким я буду»
  • Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
  •  «Чем мне нравится наш детский сад»
  • Цель: Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.
  •  «Что такое – быть мужчиной?»
  • Цель: Формирование представлений о том, каким должен быть настоящий мужчина.
  • «По дороге в детский сад»
  • Цель: Закрепление знаний об устройстве улицы, о дорожном движении. Закрепление понятий: «площадь», «бульвар», «проспект»
  • «Где положишь, там и возьмёшь»
  • Цель: Закрепление знаний о том, что в целях безопасности дома надо поддерживать порядок.
  • «Если ты потерялся»
  • Цель: Закрепление умения обращаться за помощью к взрослым.
  • «Опасные предметы дома»
  • Цель: Закрепление знаний детей о правилах пользования колющими и режущими предметами.
  •  «Как избежать беды»
  • Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
  • «Трудовая деятельность»
  • Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов  во время проведения трудовой деятельности (лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).                            
  • «Ребенок и взрослые»
  • Цель: Углублять представления о людях : понимать различие людей по полу и  возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.
  • « Что ты знаешь о себе?»
  • Цель:  Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)
  • "Поведение в природе"
  • Цель:  Формирование у   детей навыков  правильного  поведения в природе, дать возможность    почувствовать себя частью природы.
  • «Как вести себя на улице»
  • Цель: развитие у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы; правильного поведения и общения в общественных местах.
  • «Что делать, когда потерялся?»
  • Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о безопасном поведении на улице и при большом скоплении людей. Учить к кому обращаться, если такая ситуация произошла.
  • «Контакты на улице с незнакомыми людьми»
  • Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
  • «Чудо рядом с тобой».
  • Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.
  • "Что я могу сделать сам".
  • Цель: вызвать интерес к труду. Учить делать что то самостоятельно.
  • "Помощник".
  • Цель: выяснить какие добрые поступки совершают дети, как помогают дома своей семье. Учить детей взаимопомощи другим.
  •  «Здравствуй сказка»
  • Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.
  • «Наш театр»
  • Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.
  •  «В гости к книге»
  • Цель: Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи

Ситуационные задачи для воспитателей при проведении семинаров, педсоветов и т.д....

Агрессивность. Ситуационно-личностные реакции ребенка. Опросник.

Опросник позволяет определить уровень агрессивности у ребенка методом наблюдения.  Актуален для практических психологов и педагогов....

Ситуационные беседы

Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благопо...

Ситуационная игра -постановка с элементами театрализации "Правила дружбы" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация для проведения ситуативной игры с историей о котике и ежике поссорившихся из-за качели.  беседа с постановкой проблемной задачи с детьми страшей группы....

Ситуационно-ролевые игры для старших дошкольников

Среди методов развития у детей коммуникативных способностей выделяют социальные игры, формирующие социальный опыт, способствующие адаптации к социальной среде, развивающие самопознание, эмпатию, толер...