Агрессивность. Ситуационно-личностные реакции ребенка. Опросник.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Опросник позволяет определить уровень агрессивности у ребенка методом наблюдения. Актуален для практических психологов и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_agressivnost_situatsionno-lichnostnaya.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК
РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО (ВОСПИТАТЕЛЯ)
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается | Как часто наблюдается |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Вегетативные признаки | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения • облизывает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Внешние проявления | • кусает губы в состоянии раздражения • сжимает кулаки в состоянии раздражения • сжимает губы, кулаки, когда обижают • тревожное напряжение разрешается гневом | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Длительность агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к помощи взрослого | • помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией • помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться • замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии • замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии • чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности отношения к собственной агрессии | • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности проявления гуманных чувств | • стремится делать назло • безразличие к страданиям других • стремление причинить другому страдание • у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Реакция на новизну | • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Реакция на ограничение | • при попытке удержать яростно сопротивляется | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | •Проявляет агрессивные реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на действия других • толкается, когда обижает • бьет других, если ребенка случайно толкнули | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к присутствию других | • щипается на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Физическая агрессия, направленная на предмет | • может сломать постройку на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку • ребенок может бросить предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает руки, ноги кукле | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на сверстников | • толкает других детей в состоянии раздражения • проходя, ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия невыраженной направленности | • агрессия (физическая, словесная. скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | •бьет родителей по руке за то, что они не дают ему кидать игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи •бьет больно ногой бабушку | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Вербальная агрессия | • говорит обидные слова детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессивность в виде угрозы | • замахивается, но не ударяет другого • пугает другого | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на себя | • просит себя стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на животных | • щиплет кошку • выкручивает хвост кошке • специально наступает на лапы собаке | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Неупорядоченные проявления и дополнения | • плюется в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
● уровень I: от 0 до 65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
● уровень II: от 65 до 130 баллов – есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
● уровень III: от 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
● уровень VI: от 195 до 260 баллов – психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
ОПРОСНИК
РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
1 | 2 | 3 |
Вегетативные признаки | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения • облизывает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Внешние проявления | • кусает губы в состоянии раздражения • сжимает кулаки в состоянии раздражения • сжимает губы, кулаки, когда обижают • тревожное напряжение разрешается гневом | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Длительность агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к помощи взрослого | • помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией • помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться • замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии • замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии • чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности отношения к собственной агрессии | • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности проявления гуманных чувств | • стремится делать назло • безразличие к страданиям других • стремление причинить другому страдание • у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
1 | 2 | 3 |
Реакция на новизну | • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Реакция на ограничение | • при попытке удержать яростно сопротивляется | 0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | •Проявляет агрессивные реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на действия других • толкается, когда обижает • бьет других, если ребенка случайно толкнули | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к присутствию других | • щипается на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Физическая агрессия, направленная на предмет | • может сломать постройку на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку • ребенок может бросить предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает руки, ноги кукле | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на сверстников | • толкает других детей в состоянии раздражения • проходя, ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия невыраженной направленности | • агрессия (физическая, словесная. скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | •бьет родителей по руке за то, что они не дают ему кидать игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи •бьет больно ногой бабушку | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
1 | 2 | 3 |
Вербальная агрессия | • говорит обидные слова детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессивность в виде угрозы | • замахивается, но не ударяет другого • пугает другого | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на себя | • просит себя стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на животных | • щиплет кошку • выкручивает хвост кошке • специально наступает на лапы собаке | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Неупорядоченные проявления и дополнения | • плюется в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
● уровень I: от 0 до 65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
● уровень II: от 65 до 130 баллов – есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
● уровень III: от 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
● уровень VI: от 195 до 260 баллов – психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование эмоционального развития ребенка (опросник Панфилова)
Исследование эмоционального развития ребенка (опросник Панфилова)Ф.И. ребенка__________________________________Возраст_______________________Группа №___________________Дата обследования_________...
Как быть, когда реакции ребенка ставят вас в тупик?
Эмоциональное состояние ребёнка может измениться в одно мгновение......
Консультация для родителей "Агрессивность. Как помочь вашему ребенку?"
Уважаемые родители, здесь вы можете найти рекомендации как справиться с агрессивностью ребенка....
Опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" А.М. Щетининой.
№Проявление эмпатических реакций и поведенияЧастоИногдаНикогда1Проявляет интерес к эмоциональному поведению других. 2Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-л...
Консультация для родителей "Детская агрессивность, как ответная реакция на неблагополучные условия воспитания в семье"
Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей. Под чутким руководящем родительским началом, ре...
Консультация для родителей « Агрессивное поведение: как помочь ребенку?»
Агрессивное поведение – это одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивностью принято наз...
Статья "Детская агрессивность как ответная реакция на неблагоприятные условия воспитания, в том числе на применение насилия"
Неблагоприятное семейное воспитание в дошкольном возрасте формирует ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессии, как черты личности....
Комментарии
Тест для определения уровня агрессивности
Полезен для практических психологов в области тестирования и выявления форм агрессивного поведения