Ситуационно-ролевые игры для старших дошкольников
картотека (старшая, подготовительная группа)
Среди методов развития у детей коммуникативных способностей выделяют социальные игры, формирующие социальный опыт, способствующие адаптации к социальной среде, развивающие самопознание, эмпатию, толерантность.
Отмечается положительное влияние социальных игр, а именно ситуационно-ролевых, на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsionno-rolevye_igry_dlya_detey.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационно-ролевые игры для старших дошкольников
«День самоуправления».
Цель: развивать самостоятельность в общении и взаимодействии детей.
Детям предлагалось проявить свою самостоятельность во взаимодействии и общении в разные режимные моменты: утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, обеду, к занятиям, дежурство в уголке природы, выполнение поручений на прогулке. При этом в течение дня команды должны поменяться своими обязанностями.
Для этого детям с утра сообщалось, что сегодня им придется побыть самостоятельными и помочь воспитателю в его работе. Детей разделяют на 4 команды по 3-4 человека с помощью жеребьевки.
На специально изготовленном панно, установлена вертушка в виде пропеллера (три лопасти), картинки с обязанностями, карточки с именами детей.
В течение дня дети с помощью пропеллера два раза меняются своими обязанностями. Главное в этой игре, чтобы дети не забыли о поставленной задаче, смогли договориться, распределить обязанности.
«Данетки».
Цель: учить детей говорить «нет», отстаивать свое мнение.
В эту игру может играть два человека и небольшая группа детей. Выбирается ведущий, ему будут задавать вопросы. А он может отвечать только «да» и «нет». Используя эти слова он должен общаться с участниками и отвечать на вопросы, причем убедительно, показывая как сильно ему что нравиться или не нравиться, хочется или нет.
«Помощники».
Цель: приучать детей обращаться за помощью к сверстникам.
Данная игра может использоваться повсеместно, при выполнении любой деятельности.
Можно предложить детям вариант игры, когда они оказались в волшебной стране «Помогландии», а все ее обитатели вежливые и отзывчивые. Во только взрослых в эту страну не пускают, и помочь они детям не в чем не могут. Поэтому, например, сегодня дети должны сами помогать друг другу. При этом воспитатель акцентирует внимание на том, что мало помочь нужно еще и вежливо отблагодарить или вежливо обратиться.
Дети охотно соглашаются пофантазировать и всегда вступают в эту игру.
«Друзья»
Цель: учить детей договариваться, используя невербальное общение.
Предложить детям вместе собрать пазл, построить замок или домик. При этом им нельзя разговаривать. Задача состоит в том, чтобы с помощью жестов, мимики, помять друг друга и договориться.
«Ковер мира»
Цель: научить детей выражать свои эмоции, не переходя на личность, примиряться.
Данная игра помогает в разрешении конфликтных ситуаций. Воспитатель сообщает детям, что кто-то поссорился, а помирится товарищам поможет волшебный ковер. Поссорившихся приглашают на этот ковер, сажают друг напротив друга и предлагают высказаться, выяснить причину ссоры.
Предлагают им самим найти варианты разрешения проблемы.
«Остров конфликтов»
Цель: научить детей договариваться, учитывая мнения других.
1 вариант: Детям предлагается разрешить сложную проблему и помирить жителей одного из островов. Воспитатель зачитывает письмо, которое якобы выловили моряки одного из рыболовецких судов. В этом письме жители просят помочь. Проблема в том, что из-за того, что никто не хочет уступать, они живут в постоянных ссорах и никто не помнит как можно жить по-другому. Их нужно научить, как не ссориться. Для этого воспитатель предлагает детям разыграть ситуации, как делиться, помогать, уступать делать что-то вместе. А воспитатель как будто снимает эти сценку на камеру. Можно совместно нарисовать картинки и сделать альбом.
2 вариант: Как правило используется после того, как проигрался первый вариант игры. Если в группе появились ссоры, недомолвки, то воспитатель сравнивает детей с жителями с острова конфликтов. И предлагает помочь друг другу справиться с проблемами или же мы все превратимся как тот остров в группу «Конфликтов». С вместе обсуждаем проблемы, стараемся найти удобное для всех решение.
«Сделай по-другому».
Цель: смоделировать правильное поведение в конфликтной ситуации.
Для этого детям предлагается выдуманная ситуация или сюжет сказки, рассказа, а может и ситуация в группе, где произошла ссора и предложить варианты решения, показать участникам конфликта, как нужно поступить.
«Робот».
Цель: развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарища по общению.
Дети разбиваются на пары «Робот» и «Программа». «Робот» закрывает глаза и выполняет все действия по рекомендациям «программы», который находится за спиной. «Программа» таким образом, должен провести «робота» по группе. «Программа» разрешает коснуться разных предметов, помогает не столкнуться с другими парами. Затем в паре участники меняются местами друг с другом.
По окончанию игры воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями, эмоциями.
«Растительные обзывалки».
Цель: научить ребенка сдерживать свои эмоции, относится уважительно по отношению к другому человеку.
Данная игра помогает снять эмоциональное напряжение, помирить детей, учит детей контролировать свои эмоции, относится с уважением к другому человеку.
Несмотря на то, что игра заявлена как «обзывалка», поиграв в ней эмоциональный фон общения детей меняется с негативного на нейтральный и позитивный.
В конфликтной ситуации детям предлагается выразить свои негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
«За стеклом».
Цель: развивать способности детей понимать эмоции, мимику другого человека.
Детям предлагается представить, что между ними стекло, и они ничего не слышат. Необходимо понять, какие эмоции испытывает другой участник, утешить его с помощью мимики и жестов.
Также можно предложить детям выполнить разные задание. Для этого потребуются атрибуты. Например, объяснить, что вы идете вместе гулять и нужно одеться.
«Без маски».
Цель: развивать умение детей делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищем.
Перед началом игры воспитатель беседует с детьми о том, как важно быть честным, откровенным с товарищем или близкими.
И предлагает поиграть в игру. Для этого участников сажают в круг, и детям без подготовки предлагается продолжить высказывание, которое предлагает воспитатель. Например, «Я бы так хотел дружить с…, но», «А мне нравится, когда…», «Один раз я испугался, когда», «Я очень боюсь…», «Мне не нравиться, если…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество в подвижных играх у старших дошкольников
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме:развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....
Экологические игры для старших дошкольников
экологические игры для старших дошкольников...
Советы родителям «ТЕАТРАЛЬЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр взаимодействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изоб...
Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)
Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....
Проект "Мир дошкольника - первый опыт".Интеллектуальная командная игра для старших дошкольников.
Игра "Что?Где?Когда?"...
Картотека (старшая группа) на тему: " Развивающие познавательные игры для старших дошкольников".
Развивающие познавательные игры для старших дошкольников ...
Интерактивная игра для старших дошкольников "Своя игра"
Интерактивная вариативная игра...