КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ " День рождения на Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ " День рождения на Руси" подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_den_rozhdeniya_na_rusi.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
" День рождения на Руси"
(Подготовительная группа)
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный, деревянный. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
Беседы по ознакомлению с окружающим», «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;
Проведение с детьми народных игр.
Материал: аудиозаписи с русской народной музыкой; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; поделки из соленого теста «Оберег».
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка, в зал входят дети, проходят в зону «Русская изба»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.
( дети кланяются, прижав руку к сердцу)
Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!
Воспитатель: Дети, скажите, где мы с вами находимся?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А что такое изба?
Дети: Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
(Воспитатель показывает чугунок)
-Дети, что это?
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?
Дети: В нем варили еду.
Воспитатель: Молодцы! А это что?
Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.
Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?
Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(раздается звук плача ребенка)
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?
(заглядывает в колыбель, достает куклу)
- Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Юля, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.
(ребенок качает куклу, плач стихает)
Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?
Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав, Дарья, Варвара и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?
Дети: Назовем его Егорушкой.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
1 ребенок: Сейчас меня зовут Дима, а когда я вырасту, меня будут звать Дмитрием.
2 ребенок: Сейчас меня зовут Юля, а когда я стану взрослой, меня будут звать Юлия и т. д.
Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?
( ответы детей)
- Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя.
1 ребенок: Александр – защитник.
2 ребенок: Ксения – гостеприимная.
3 ребенок: Юлия – кудрявая.
Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: Тезки.
Воспитатель: Правильно, ребята!
Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?
Дети: Уголек, монетки, Зернышки.
Воспитатель: А кто знает, зачем эти предметы нашему Егорушке?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Правильно. Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке. Что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель: Правильно. Иди, Стефания, положи уголек.
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
( второй ребенок кладет зернышко)
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
(третий ребенок кладет монетку).
Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.
( выходят трое детей)
1 ребенок: Тили – тили- тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
2 ребенок: Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли,
Лишь головка одна
Все черным – черна!
3 ребенок ( вытирает куклу):
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А во что одевали?
Дети: В отцову рубашку.
Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети: Чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.
Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А что приговаривали родители, когда одевали малыша?
1 ребенок: Расти хорошо, малыш!
2 ребенок: Будь похож на отца с матушкой!
3 ребенок: Трудись, как они трудятся!
4 ребенок: Отдыхай, как им отдыхается!
Воспитатель: А что дальше делали родители с ребеночком?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: в колыбельку.
Воспитатель: Правильно, дети! А что такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.
Воспитатель: Скажите, какая колыбелька у нашего Егорушки?
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Дети: Это хлеб и соль.
(воспитатель дает детям попробовать)
Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
- Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как мы будем петь колыбельную?
Дети: Тихо – тихо.
(воспитатель и дети поют)
Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»
-Уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в январе, зимой, а ваш?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?
Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поздравим Егорку с днем рождения. Мы подарим ему оберег. А что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.
Воспитатель: Правильно, ребята! На занятии по ручному труду мы с вами уже сделали оберег. А из чего мы его лепили?
Дети: Из соленого теста.
Воспитатель: А чем мы его украшали?
Дети: Пшеном, семечками, горохом, ленточками.
Воспитатель: А какими узорами расписывали?
Дети: Точками, полосками, рисовали листочки и т.д.
Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Давайте подарим Егорушке наши подарки, а каждый из вас ему пожелает что – нибудь.
Дети: Не болей, будь здоров!
Слушай отца и матушку!
Расти сильным, крепким, удалым!
Воспитатель: Поздравили Егорушку, а теперь можно отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
второй – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
Воспитатель: Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравилось наше занятие? Спасибо за ваше старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)
• Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Быт Древней Руси»
Составила воспитатель 1 категории Константинова О. В....
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет «Я рожден в России»
Цель образовательной деятельности: формирование представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Задачи образовательн...