Проект мини-музей "Деревянные ложки"
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-muzey_derevyannye_lozhki.doc | 153 КБ |
pedagogicheskiy_proekt_tayny_kosmosa.docx | 531.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)
ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72
ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Надым
Проект Мини - музея
«Деревянные ложки»
Составил: Парсова Н.А
воспитатель.
г.Надым, 2018г
Актуальность проект:
Развитие представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников, привело к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по разделам программы.
Их количество и необходимость стационарного размещения привело к созданию мини-музея, кроме того, это интерактивный музей, позволяет ребенку брать, играть с ложками, взаимодействовать с ними.
Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей культуры и её культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Цель. Знакомство с историей столового прибора «ложки».
Формировать представление о многообразии формы и декора ложки.
Задачи
- Обогатить и уточнить представление об истории возникновения ложки.
- Совершенствовать умение: сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор), украсить силуэт ложки аппликацией из готовых форм.
- Учить находить отличия, признаки ложки (большая раздаточная, поменьше столовая, маленькая чайная)
- Расширять и закреплять знания и умения детей по технике работы с красками, карандашами, используя разные способы украшения. Развивать мелкую моторику рук;
- Совершенствовать умение работы со схемой;
- Развивать творческие способности детей, навыки коллективного труда;
- Воспитывать нравственное отношение и уважение к культуре своих предков.
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети (4-7 лет), воспитатели, родители.
Длительность реализации проекта: 2 года (сентябрь 2018- май 2020г.)
Образовательные области:
- Познавательно – речевая;
- Социально – личностная;
- Художественно – личностная;
- Познание;
- Коммуникация;
- Художественно творческая;
Формы образовательной деятельности детей:
экскурсии, выставки, исследовательская деятельность, рассматривания, беседы, чтение, создание коллекции.
Расположение. Оборудование и экспонаты.
В групповой комнате между окнами. Обозначен на стене большой ложкой с креплением и полками для экспонатов музея. Здесь же находятся полки для дидактического материала, используемого в работе с детьми: дидактические игры, литературный материал по теме музея, иллюстративный материал, рисунки детей и т.д.
- картотека-описание различных ложек;
- загадки;
- поговорки;
- коробка с разными ложками, бумагой, бисером и другими материалами, из которых можно изготовить ложки;
- дидактические игры;
- творческие работы детей.
Результаты проекта
- Создание мини-музея «деревянные ложки» в дошкольном
- учреждении;
- Альбом «История ложки»; Фото для рассмотрения
- разнообразных «ложек»
- Альбом « Любимая ложка» (рисунки детей);
- Мини-проект фото родителей "Ложки разных стран";
- Создание коллекции презентаций:
- Посещение музея детьми других групп;
- Презентация проекта для педагогов и родителей;
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о ложках;
- Родительское собрание (определение темы и названия мини - музея, выбор инициативной группы);
- Выбор места для размещения музея, разработка его модели;
- Изучение истории возникновения народной ложки;
- Изучение видов ложек;
- Фото иллюстрированное с разными росписями (гжель, хохлома и т.д.);
- Посещение музея с целью ознакомления детей с его назначением;
8. Подготовка необходимого материала для создания музея (дерево, пластик,
картотеки, затем экспонатов);
9. Разработка проекта «Мини-музей »
II. Практический этап.
- Подборка загадок, поговорок, сказок, игр;
- Изготовление экспонатов;
- Экскурсии, встречи, беседы в музее.
III. Заключительный этап.
- Выставка всех экспонатов, собранных за время работы мини – музея;
- Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ;
- Заседание инициативной группы с целью подведения итогов работы мини – музея «Деревянные ложки».
Тема | Образовательные области | Цель образовательной деятельности | Сроки |
«Знакомство с предметами быта» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: каравай, хоровод | Сентябрь |
«Как у наших у ворот» | Речевое, познавательное | Знакомство с традициями русского народа | Октябрь |
«Осенины» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомство с культурой русского народа | Ноябрь |
«Знакомство с русской избой» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница. | Декабрь. |
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Речевое, познавательное. | Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним. | Январь. |
«Народная игрушка – матрешка» | Познавательное, речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства. | Февраль. |
«Волшебная дудочка» | Речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русск. народным инструментам. | Февраль. |
«Эх, лапти мои, лапти липовые…» | Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич. | Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | Февраль. |
«Госпожа честная Масленица» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное. | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. | Март. |
«Великий праздник Пасха» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное. | Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения. | Апрель. |
«Народная игрушка кукла-самоделка» | Познавательное, худож.-эстетич, речевое. | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | Май. |
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) | Худож.-эстетическое, физическое, речевое. | Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. | Май. |
Мероприятия с детьми : беседы, чтение художественной литературы | Использование фольклора в режимных моментах | Сроки реализации |
Беседа: знакомство с пословицами и поговорками об осени, о сентябре. Беседа: «Наша добрая матрешка».
Праздник «Осенины»: приобщение к русским традициям | Прогулка: разучивание РНИ «Гуси-лебеди» Вторая половина дня: Пальчиковая игра на фольк. материале «Как у нашего кота» | Сентябрь |
Беседа: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе. Художественная литература: РНС «Крылатый, мохнатый и масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. Художественная литература: чтение РНС «Вершки и корешки» | Хороводная игра «Лавата» Вторая половина дня: П.И. на фольк. материале «В нашей избушке петух поет» Потешка во время обеда «Глубоко-не мелко» Разучивание попевки «Восенушка-осень» Прогулка: разучивание РНИ «Баба сеяла горох» разучивание пальчиковой гимнастики «Семья» | Октябрь |
Беседа об овощах и фруктах. Загадывание загадок , разучивание потешки «Наш козел» Чтение сказки «Колобок» Лепка из соленого теста “Калачи” (потешка “Лепим-лепим пирожки») | Прогулка: разучивание РНИ «У медведя во бору»; разучивание считалки «Катилося яблочко по огороду» Потешка перед сном «Тихо-тихо ходит Тихон» Вторая половина дня: Разучивание русских народных игр «На блины» и «Гости» После сна: потешка «Вот проснулись, потянулись» Разучивание приговорки «Улитка-улитка, покажи рога» | Ноябрь |
Беседа «Народные традиции. Осенины».
Беседа «Как живут в деревне? Добрые избы» Чтение сказки «Как коза избушку строила» (по мотивам одноименной РНС) | Прогулка: разучивание заклички «Дождик, лей!», Разучивание попевки «Кап-кап-кап Загадки о лесе, грибах и ягодах. Прогулка: разучивание приговорок коровушка», «Ау,ау, аукаем» | Декабрь
|
Чтение РНС «Курочка – ряба» Беседа с мультимедийной презентацией « Забавы вокруг печки» | Подготовка ко сну: потешка «Как у нас в берлоге» Потешка «Наши уточки с утра» П.И. на фольк. материале «Где твой дом?» | Январь |
Чтение РНС «Теремок» Беседа о домашних животных с использованием загадок, раннее изученных потешек. Разучивание П.И. «Шел бычок вдоль забора» Праздничное мероприятие «Щи, да каша, пища наша!» | Вторая половина дня: П.И. «Лебедушка» Подготовка ко сну: колыбельная «Ой-люли, прилетели журавли» Разучивание считалки «Шел баран по крутым горам» | Февраль |
Мероприятие по патриотическому воспитанию «Посиделки» Художественная литература: РНС «Кот, петух и лиса»» Мероприятие по патриотическому воспитанию «Отражение русских традиций в национальном костюме»» | Вторая половина дня: П.И. на РНС «Кот, петух и лиса»» Загадки об одежде. Игра «Девица-девица!» (работа над интонационной выразительностью) | Март |
Мероприятие по нравственно =- патриотическому воспитанию детей «Настоящий друг» Использование в НОД «Уж ты зимушка-зима» (работа над формированием слоговой структуры слова , использование фольклор. текстов с многосложными словами) | Прогулка: разучивание заклички «Друг, дружок» Разучивание потешки: «Как на тоненький ледок» | Апрель |
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Беседа с детьми «О семье и ее членах» | Вторая половина дня: П.И. на фольк. материале «Где твой дом»?» 1. Развитие мелкой моторики на фольклорном материале “Сел на ветку снегирек» | Май |
Заключительный этап - апрель – май 2020 года
Цель - оценка и представление результатов реализации проекта
Ресурсное обеспечение | Организация работы с детьми | Организация работы с родителями |
|
|
|
Перспективы развития мини-музея.
- Проведение исследовательской работы «Такие разные ложки»;
- Создание коллекции «Ложки разных народов»;
- Изготовление авторских дидактических, сюжетно - ролевых игр «Театр ложек».
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА»)
ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72, e-mail: dsulybka@nadym.yanao.ru, http://ulybka-nadym.ru
ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40701810471863000002 в РКЦ г. Надым
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
_________________О.С.Куликова
Приказ №_____
от «____» ______2019 г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
Протокол №____
от «____» _____2019 г.
Педагогический проект
«Тайны космоса»
Разработчик:
Н.А. Парсова
воспитатель МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
г. Надым, 2019г
Содержание
Паспорт проекта | 3 |
Введение | 4 |
Теоретическая интерпретация опыта | 5 |
Проектная часть | 8 |
Заключение | 13 |
Литература | 15 |
Паспорт проекта.
1 | Наименование | Педагогический проект «Тайны космоса» |
2 | Основание для разработки проекта. |
|
3 | Заказчик проекта. | Родители воспитанников, педагоги МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
4 | Целевая группа. | Дети 6 - 7 лет |
7 | Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. |
8 | Задачи проекта. | 1. Вызвать у детей интерес к познанию космического пространства; познакомить детей с историей развития космонавтики и с великими учёными, основоположником космонавтики. 2. Развивать воображение, творческое мышление, внимание, память, логическое мышление; формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа. 3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. |
9 | Ожидаемый результат проекта. |
|
10 | Срок реализации проекта | 1 год (сентябрь 2019 - май 2020 уч. г.) |
Введение.
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Проектная конструктивная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов), нравственных ценностей добрых, дружественных отношений и т.д. Так же поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
- необходимостью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста .
- взаимодействие педагогов группы с родителями воспитанников по данному вопросу.
Поэтому возникает необходимость в создании проекта «Тайны космоса», направленного на воспитание патриотических чувств у детей 6-7 лет.
Гипотеза
Чем шире мировоззрение детей и имеется интерес к самостоятельной практической деятельности, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к познанию космического пространства; познакомить детей с историей развития космонавтики и с великими учёными, основоположником космонавтики.
2. Развивать воображение, творческое мышление, внимание, память, логическое мышление; формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Формировать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Концептуальность разработки проекта.
Первые чувства патриотизма доступны ли они малышам 6-7 лет? Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Теоретическая интерпретация опыта:
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своей семье, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Исследования ученых показывают, что в воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственно - патриотических чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы в группе.
Сформированные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Педагогические принципы проекта:
∙ принцип активности и сознательности требующий активной деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе о владения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
∙ принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.
∙ принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
∙ принцип систематичности и последовательности это развитие детей в логике «от простого к с ложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
∙ принцип природосообразности ставит задачи художественно - творческое развитие детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей. ∙ принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего. ∙ принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости
Методы и средства реализации проекта:
- Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
- Работа с родителями.
Новизна
Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.
Ожидаемый результат:
- Сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
- Сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
- Обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
- Организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»;
- Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
Риски:
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта.
Пути преодоления:
− разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; − проведение обучающих семинаров, мастерклассов, круглых столов для участников рабочих групп;
− индивидуальная работа с педагогами;
− оптимизация процесса выполнения задания рабочими группами для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах
Реализация данного проекта позволит:
- расширить детские представления об окружающем мире;
- формировать первоначальные знания о космосе; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- заложить основу патриотического воспитания у детей 6-7 лет, привить любовь: к семье, к малой Родине;
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год.
Условия реализации проекта
Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 .12 .2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в Российской федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо МО и науки Краснодарского края от 20.03.2014 «О комментариях к ФГОС ДО», письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 « Комментарии у ФГОС ДО»;
- Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26» с изменениями
Ресурсы:
Программно-методическое обеспечение:
научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение:
результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, групповая ячейка, техническое оборудование общеобразовательной организации; расходные материалы, канцелярские принадлежности; связь и коммуникации.
Кадровое обеспечение:
Воспитатели подготовительной группы, воспитанники и родители подготовительной группы.
Проектная часть
Механизм реализации проекта
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организационный | Проведение социологического опроса, разработка методических и информационных материалов. Изучение передового опыта по данному направлению | Сентябрь 2019 г. |
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта. | ||
II этап Основной | Проведение основных мероприятий по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками). Реализация действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Реализация каждой задачи по направлениям деятельности с каждой категорией участников. Работа по схеме управления проектом. | Октябрь 2019 – апрель 2020г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, проведение мастер – классов, выставок | Май 2020г. |
План работы с родителями по реализации проекта:
Срок | Мероприятия |
Сентябрь | Информация родителей о начале проекта. |
Октябрь | Создание совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Космос». |
Ноябрь | Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
Декабрь | Познавательно – тематический праздник «Загадочный космос». |
Январь | Папка передвижка «Родителям и детям о космосе». |
Февраль | Создание макета «Солнечная система» |
Март | Конкурс семейных рисунков «Наш космос» |
Апрель | Изготовление Лепбука «12 апреля - День космонавтики». |
Май | Подведение итогов проекта. Анкетирование родителей. |
Реализация проекта с воспитанниками:
Подготовительная работа начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий происходит естественным для ребенка путем.
Для того чтобы сделать тему про космос более интересной, а так же неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в интерьер группы включены элементы связанные с космосом: ширмы, пособия в игровых уголках, раскраски, наборы открыток, иллюстраций, книги, прибауткам, пословицам; мягкие игрушки из ткани, макеты ракет, планеты и.т.д.
Особую роль играет создание языковой среды. Именно поэтому в мероприятия непосредственно образовательной деятельности включены беседы, игры: в организационном моменте (при введении детей в ситуацию), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, прогулки, гимнастики пробуждения, во время приема пищи.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различные методические и игровые приемы, например, «Доскажи словечко», «Цепочка слов».
Патриотические песенки, также представляют собой прекрасный материал, который можно использовать на занятиях по любому из направлений развития детей 6-7 лет.
Пальчиковые игры, настольные игры, загадки, кроссворды разработаны максимально эффективно для развития дошкольников. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Подобные игры и упражнения включены в ежедневные занятия с детьми. При этом жесты и движения обязательно сопровождаются словами - стихотворными, песенными, звукоподражательными и т.д.
Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны близкие взрослые. Поэтому в проектную деятельность вовлечены родители воспитанников, которые оказываю посильную помощь при пополнении центра: изготавливают «книжки – малышки», экспонаты выставки совместно с детьми, участвуют в проведении праздников.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Месяц | Мероприятия с детьми: беседы, чтение художественной литературы | Цель |
Сентябрь | «Что такое Космос?», «Солнце источник жизни на Земле» | Расширить представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. |
Конструирование Тема: «Космонавты у ракеты» | Продолжаем изучать название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала. | |
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, картин по теме: «Удивительный космос» | Расширять кругозор, знания детей о космосе. | |
Беседы: «Солнечная система», | Расширять кругозор, знания детей о космосе. | |
Октябрь | «Хочу быть космонавтом» «Первооткрыватель космоса Ю.А.Гагарин». | Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. |
Рисование. Космическая фантазия. «Техника цветной граттаж» | Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цвета восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж. | |
Беседа «Голубая планета Земля». | Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса | |
Просмотр электронной презентации «Как человек осваивал космос», | Развивать любознательность, фантазию, мышление, речь. | |
Ноябрь | Конструирование из «Лего» на тему: «На чужой планете» | Развивать творческие способности детей. |
Строительство из конструктора, строительного материала космических кораблей, обыгрывание построек. | Совершенствовать умения и навыки, развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего мира. | |
Лепка | Продолжаем совместно с детьми лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. | |
Декабрь | Просмотр электронной презентации: «Звездное небо», «Первый рассказ про космос». | Развивать любознательность, фантазию, мышление, речь. |
Просмотр мультфильмов: «Незнайка на Луне», «Смешарики», | Развивать любознательность, фантазию, мышление, речь. | |
Игра - упражнение: «Ракета». | Развивать интерес к игре, желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. | |
Рассматривание энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике, космическим телам | Пополнять словарный запас детей по теме, расширять кругозор. | |
Январь | Опыты: с глобусом «Почему день сменяется ночью?» Магнитное притяжение (магнит) | Формировать познавательно исследовательские способности детей. |
Чтение энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике, космическим телам | Пополнять словарный запас детей по теме. | |
.Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Ракета», | Развивать интерес к игре, желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость | |
Февраль | Театрализованная игра «Полет в космос» | Расширить тематику театрализованных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос. |
С.р.и «Больница для космонавтов» | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. | |
Аппликация из пластилина « Лунатик»
| Продолжаем учить детей изготавливать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. | |
Настольная игра: «Космос» | Расширять кругозор, знания детей. | |
Март | Аппликация | Продолжаем учить детей изготавливать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. |
Апрель | Музыка прослушивание в течении всего проекта темы: музыкальных произведений: «Знаете, каким он был?» «Песенка юных космонавтов» «Космические дали» | Расширять кругозор, знания детей, прививать к детям хороший тон. |
Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego, мозайки. | Расширение и систематизация знаний детей и результаты продуктивной деятельности | |
Рассмотрение в телескоп «Звездное небо» | Расширить и систематизировать знания детей, и результаты продуктивной деятельности | |
Изготовить совместно с родителями «Лет бук» тема «Все о космосе» | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех | |
Май | Создание коллажа на тему «Наши достижения в космосе» | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех. |
Аппликация Тема: «Полет на Луну». | Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. | |
Прослушивание фонограммы с голосом Левитана, Ю.Гагарина | Расширить и систематизировать знания детей, и результаты продуктивной деятельности | |
Оформление уголка «Таинственный космос»». | Систематизация знаний детей и результаты продуктивной деятельности в конце проекта. |
Оценка результатов осуществления проекта
Оценка результатов осуществления проекта будет осуществляться с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно - деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
Критерии оценивания:
- Устойчивый интерес воспитанников к культурному прошлому своего Отечества, национальному образу жизни.
- Уважительное и бережное отношение к своей семье.
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории.
- Активизация представлений о космосе, вселенной.
- Отражение элементов в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании).
Каждое из перечисленных выше заданий во всех случаях оценивалось по трехбалльной системе:
«3 балла» – самостоятельное выполнение задания;
«2 балла» – выполнение задания с помощью взрослого;
«1 балл» – невыполнение задания.
Для оценки результатов исследования нами был установлен пятиуровневый критерий усвоения сенсорных эталонов (по суммарному количеству оценочных баллов). Итоговый балл подсчитываются способом вычисления среднего арифметического. Итоговые баллы соотносятся с уровневыми баллами, которые определялись на основе предложенной шкалы:
1) низкий уровень (н) – от 1,0 до 1,25 баллов;
2) ниже среднего (нс) – от 1,26 до 1,50 баллов;
3) средний уровень (с) – от 1,51 до 2,00 баллов;
4) выше среднего (вс) – от 2,1 до 2,50 баллов;
5) высокий уровень (в) – от 2,51 до 3,0 баллов.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм и методов работы и заинтересованности всех участников проекта, вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем их мире, обогащение словарного запаса детей, развития связной речи и речевого общения.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по приобщению детей к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Диагностические исследования показали, что у детей систематизировались имеющиеся знания о Вселенной, что способствовало развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышению их эрудиции. Появился интерес к поисковой деятельности. У родителей появился стойкий интерес в приобщении детей к познанию Вселенной.
Список литературы:
- Акулова О.В. Образовательная область "Социализация. Игра". Методический
комплект программы "Детство". Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2018г.;
- Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017;
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. ТРИЗ. Библиотека программы «Детство».
С – П. 2013г.
- Большева Т.В. «Учимся по сказке» Учебно-методическое пособие С\П: «Детство –
Пресс» 2016г.;
- Дубровская Н.В. «Цвет творчества» Интегрированная программа художествен
эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет, «Детство – Пресс», 2016г.;
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике граттаж, аппликации и коллажа» С\П: «Детство – Пресс» 2017г,;
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 2017г.,
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2017г.
- Михайлова З.А, Математика от трех до семи Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2017г,;
- Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс», 2018г..
- Хризман Т.А. «Мальчики и девочки – два разных мира!» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.;
- Щипицина Л.М. «Азбука общения» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мини-музей ложки"
Цели и задачи:Формирование у дошкольников проектно-исследовательских умений и навыков. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки). Знакомство ...
Проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»
В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-тво...
Проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»
В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательн...
Проект "Ай да, ложка-ложечка!" младший дошкольный возраст
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздни...
Долгосрочный проект «Мини – музей ложки»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...
Проект «Такие разные ложки!»
Проект «Такие разные ложки!»...
Проект «Такие разные ложки!»
Проект «Такие разные ложки!»...