Формы представления результатов педагогической деятельности
методическая разработка

 «Оценка уровня квалификации педагогических работников… – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» В.Д. Шадрикова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы представления результатов педагогической деятельности

Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:

  • педагогическое мастерство – умелое, рациональное, комплексное использование педагогом эффективных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий;
  • педагогическое новаторство – это опыт, содержащий собственные творческие находки педагога (новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения, воспитания, развития).

Критерии оценки передового педагогического опыта

Новизна. Может проявляться в разной степени – от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.

Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты – высокое качество обучения, воспитания, развития детей.

Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.

Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.

Стабильность – сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.

Оптимальность опыта – достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к ним.

Реферат (от лат. Refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Структура и композиция реферата:

Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные по рассматриваемой проблеме, сведения об авторах, занимающихся данной проблемой (Ф. И. О., специальность, ученая степень, ученое звание), раскрывается проблематика выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение.

Основная часть. Описание педагогического опыта.

Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Стилистика реферата. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенно-личные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.

Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

- уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников);

- личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и практическое значение исследуемого вопроса);

- характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, соответствие реферата стандартным требованиям).

Отчёт о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета.

К отчёту предъявляются следующие требования:

- чёткость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- убедительная аргументация;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Структура отчёта:

- титульный лист,

- аннотация,

- содержание (оглавление),

- основная часть,

- список литературы,

- приложения.

Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объём, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования (работы), краткие выводы и возможности применения результатов.

Основная часть отчета включает:

- введение;

- аналитический обзор научно-методической литературы по теме;

- обоснование выбранного направления работы (ее актуальность);

- разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы;

- заключение (выводы и предложения).

В приложения включают вспомогательный материал:

- таблицы цифровых данных;

- примеры заданий, конспектов, диагностических материалов;

- иллюстрации вспомогательного характера.

Доклад о проделанной работе. По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления аналогом отчёта. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований (ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений). Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений.

Методическое пособие – форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал.

Методические пособия можно разделить на группы:

- методики преподавания какого-либо предмета, курса, образовательной области;

- методические разработки, в которых, как правило, освещается методика преподавания отдельного раздела, темы
учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем;

- методические рекомендации, которые посвящены отдельным аспектам совершенствования образовательного процесса (например, развитию творческого мышления детей при изучении образовательной области «Художественное творчество»).

 «Оценка уровня квалификации педагогических работников… – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» В.Д. Шадрикова.

Литература

Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки .

Самооценка результатов педагогической деятельности  в форме информационно-аналитической справки на первую квалификационную категорию....

Формы представления результатов педагогической деятельности

В презентации размещены материалы об основных формах предоставления педагогической деятельности. Описаны критерии оценки передового педагогического опыта, показатели комплексной оценки качества профес...

Результаты педагогической деятельности: Сводная таблица по результатам диагностики программного материала в старшей группе МБДОУ № 14 "Ласточка" в 2011 - 2012 уч. год.

     Сводная таблица по результатам диагностики освоения программного материала по программе:" Программа воспитания и обучения в детском с...

Результаты педагогической деятельности: Сводная таблица по результатам диагностики программного материала в старшей группе МДОУ № 14 "Ласточка" в 2012 - 2013 уч. год.

Сводная таблица по результатам диагностики освоения программного материала по программе:Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М А. Васильевой...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....