статья Здоровьеформирующие и здоровьезберегающие технологии
учебно-методический материал (младшая группа)

Буровцева Вероника Юрьевна

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.

Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

      Буровцева В.Ю., воспитатель

           ГБДОУ  детский сад № 74 Выборгского района

Санкт – Петербурга

Тема « Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Как и  в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания ,помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.

Я, в работе с детьми, организуя  детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях , и использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит  от содержания занятий, уровня произвольного  поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.

 Работу малыми группами начинала со средней группы, сначала парами, потом тройками, а в старшей и подготовительной группах  по 4- 7 детей. Важно правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Начиная  работу со  средней группы опираясь на знания детей, предлагаю им объединиться в малые группы следующими способами:

  • назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например : красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части);
  •  геометрические фигуры разных форм и цветов.

В старшей группе  последовательно усложняю способы объединения в группы:

  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств .
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель ( деление по предметам, объединенным одним названием ( признаком);
  • изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
  • небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;
  • назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.

В подготовительной к школе группе работа продолжается, мои  варианты разделения на группы:

  • картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком;
  • предлагаю каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две , и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
  • расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);
  • четный, нечетный.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию.

Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу .  Игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная  образовательная   деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей

 Это дает возможность объединить детей общим делом  или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя  в работе группы,  сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют   внести свой опыт в  выполнение задания.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно  воспитателю напомнить правила работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья ,формированию коммуникативных навыков .В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.

      Буровцева В.Ю., воспитатель

           ГБДОУ  детский сад № 74 Выборгского района

                                                                                                                                    Санкт-Петербурга

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.

Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Приведем некоторые варианты здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе с детьми:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением);
  1. Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
  1. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

Эти способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (хотя уже есть предпосылки к этой тенденции), но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима воспитанников.

Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать основные принципы.

Принципы здоровьесберегающих технологий  - основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии:

-сохранения здоровья и увеличения его резервов;

-полезности;

-приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса - детей и педагогов;

- целостного представления о здоровье;

- непрерывности и преемственности;

- комплексного использования технологий в педагогическом процессе.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Используется в процессе образовательной деятельности, в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Скороговорки.

Музыкальные.

После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.

Речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (. Проводится как часть образовательной деятельности.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Выполняя упражнения, дошкольники учатся снимать мышечное напряжение, овладевать навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, испытывают разнообразные мышечные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего); учатся направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

      Буровцева В.Ю., воспитатель

           ГБДОУ  детский сад № 74 Выборгского района

Санкт – Петербурга

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя

У современного педагогического работника реализующего ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующие специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку  детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности;

- установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи  и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Сегодня от педагогического работника ДОУ требуется умение организовать свое воздействие  таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне.

Центральным компонентом технологии является четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе; точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать  оптимальный алгоритм их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы.

Таким образом, технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Интерактивные образовательные технологии (ТИО)

Цели деятельности ДОУ в реализации ФГОС ДО могут быть достигнуты только в случае, если будет обеспечено конструктивное взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей. Поэтому возникает необходимость использования интерактивных  технологий в работе со всеми участниками образовательных отношений.

В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логике его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение  педагогического процесса с ориентацией        на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

В педагогике различают несколько моделей образования:

  1. Пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  2. Активная – ребенок выступает «субъектом» обучения  (самостоятельная работа, творческие задания);
  3. Интерактивная  (от английского  interechion – взаимодействие, воздействие друг на друга) – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников; педагог и ребенок являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает  моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное разрешение проблемных ситуаций.

Интерактивные технологии представляют собой целостную систему, в которой образовательный процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников; педагог и ребенок являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.

Принципы организации  интерактивного образования:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) форма работы.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии воспитанников с образовательной средой.  Образовательное пространство в данном случае выступает как реальность, в которой каждый ребенок находит для себя область осваемого опыта и может быть сам носителем опыта для других.

При использовании интерактивной технологии задачей воспитателя является создание условий для проведения и развития инициативы воспитанников. Здесь они выступают полноправными участниками образовательного процесса, в решении задач их опыт важен не менее, чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает воспитанников к самостоятельному поиску и предоставляет право выбора решения, в то же время оставляя за ребенком право на ошибку и поиск верного решения на основе анализа (самоанализа) выбранной ранее позиции.

Педагог выступает здесь в нескольких основных ролях:

- роли информатора-эксперта, когда излагает суть проблемы, описывает ситуацию, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.;

- в роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие детей с социальным и физическим окружением (объединяет в микрогруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий);

- в роли консультанта он обращается к опыту воспитанников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Причины снижения результативности интерактивных технологий могут быть связаны с различным уровнем развития познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, внимания); темпом работы воспитанников; уровнем работоспособности (утомляемости) воспитанников; низким уровнем коммуникативных способностей, тревожностью, зажатостью детей, отсутствием должного уровня саморегуляции поведения в связи с возрастными особенностями и т.п.

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах), «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление процесса обмена информацией и помощь в нем: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творчества. Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и т. д.

Интерактивное обучение предполагает специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы – это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогом определенных условий.

Под технологией интерактивного  обучения можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и воспитанников в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное  познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением технологий интерактивного обучения (ТИО) можно выделить следующие этапы:

  1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Воспитатель предлагает режим работы, разрабатывает вместе с детьми главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
  2. Подготовка к проведению.  Это  этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Воспитатель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Дети с помощью родителей собирают дополнительную информацию, консультируются с воспитателем, обсуждают содержание и процесс игры.
  3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С  момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Воспитатель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчет очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе детей помощь в их работе.
  4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Воспитатель  проводит обсуждение, в ходе  которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, возникающих у них.

Применение ТИО позволяет педагогу:

- соединить деятельность каждого воспитанника (возникает целя система взаимодействий: воспитатель-воспитанник, воспитатель – группа, воспитанник – группа, воспитанник- воспитанник, группа – группа);

- связать его деятельность и межличностное познавательное общение.

Технологий интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.

При этом внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),  

          аквариум, большой круг, дерево знаний.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая  в паре, дети совершенствуют  умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное  обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации     камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного  возраста.              

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы  используется  интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь,  которая побуждает их к  взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом  общественности». Интерактивная технология  «Аквариум» заключается в том, что несколько детей  разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как  аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной  деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они  выполнили задание, дети                 слушают, анализируют  и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся:

  • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

  • учатся получать необходимую информацию в общении;
  • умение соотносить свои устремления с интересами других;
  • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • учатся отстаивать свою точку зрения;
  • умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

  • происходит формирование у детей навыков работы в команде;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
  • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
  • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни без затруднений.

Интерактивные  технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Речевое развитие», а именно:

  • развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
  • развивают все компоненты устной речи детей;
  • способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Пример, НОД с использованием ТИО «Корзина идей»

Интерактивная технология «Корзина идей»

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин,  З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях детей, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.

 В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Дидактические принципы  развивающего обучения Л.В.Занкова:

- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

- Теоретические знания играют ведущую роль.

- Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

- Общее развитие всех учащихся.

Цель данной технологии в ДОУ – создать условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают  коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Пример, данной технологии – метод проектов.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание.

 Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается  III этап работы над проектом – его практическая часть.

IV этап работы над проектом (заключительный)  является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта:

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллера)

Методы

  1. Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

 Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

2.Метод каталога. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь –  грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

-  наличие положительного и отрицательного героев;

-   зло, причинённое отрицательным героем;

  • борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

3.Метод фокальных объектовСуть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

 Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

4. Метод системный анализ. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект  материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет  прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

5. Метод морфологического анализа - Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или  старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для  детского воображения!

6.Метод золотой рыбки.

Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

     7. Моделирование маленькими человечками. Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

8  Метод проб и ошибок .Ставится задача, и фраза «А что если…» помогает путем перебора самых невероятных предположений (одних более удачных, других менее удачных) решить задачу.

Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.

9. Мышление по аналогии.

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектомиз другой области, при этом выявляется их сходство с точкой зрения каких– либо свойств или отношений.

В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии:

1. Аналогия по форме, когда находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому – либо другому. Например: сосулька – карандаш, нож, ручка, нос, клюв…

  1. Аналогия по цвету. Например: солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса…

3. Компонентная (структурная) аналогия устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например: шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды…

4. Функциональная аналогия. При ее использовании надо, в первую очередь, определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции (искать следуетпрежде всего в противоположных или не связанных друг с другом областях, это может быть техника и природа и т.д.). Например: машина (везет, дрожит, ползет, двигается и т.д.) – лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листы на ветру…

6. Аналогия по свойствам. При использовании данного видааналогии необходимо ответить на вопрос: «Какой?». Например: шарик (какой?)

- резиновый – соска, калоша, купальная шапочка…

- упругий – мяч, зонт, струя…

      10.Типовые приемы фантазирования  Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного  процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Игровые воспитательные технологии:

Имитационные игры (имитационное моделирование). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве  и поиск путей их решения.

Имитироваться могут события, ситуации, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».

Деловой театр. В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ребенка-дошкольника  ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребность и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Ролевые игры – игры, направленные на формирование индивидуальных качества человека в команде, выявление лидерских способностей и чувство сопричастности к общему делу.

Основное отличие ролевых игр в том, что участнику выдается не только описание, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Таким образом, ролевая игра – это игра по заданному сценария, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.

Таким образом, обновление содержания дошкольного образования, освоение интерактивных технологий дошкольного образования - одна из ведущих задач профессионального развития педагога ДОУ на современном этапе.

Литература:

1. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании"

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья "Здоровьеформирующие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассказывается о том, что такое здоровьеформирующие образовательные технологии, что является их основной целью, задачами. На какие группы их можно разделить, какие приемы и методы возможно ис...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Статья здоровьезберегающие технологии.

Статья. Здоровьезберегающие технологии....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальныйсоциальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества вцелом, самое дорогое богатство-здоровье. Каждый родитель хоче...

: Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками":"

Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками "...