: Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками":"
статья (младшая группа)
Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трубицына Татьяна Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Красносельского района Санкт-Петербура
Тема: Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, ни полное физическое, психическое и социальное благополучие
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний. В решении этой задачи принимают участие медицинские и педагогические сотрудники. Но их усилия должны быть направлены не только на снижение заболеваемости путем проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий, но и на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Применение таких технологий решает следующие задачи:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья
- повышение уровня психического и социального здоровья
- формирование самостоятельной заботы о своём здоровье и потребность в занятиях физкультурой
- мотивация к здоровому образу жизни.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- самомассаж
гимнастика для глаз
- закаливание
- воздушные процедуры
- гимнастика пробуждения
- артикуляционная гимнастика
- ходьба по массажным коврикам
- подвижные игры
- -рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
-режим дня
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня
- -работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)
Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению детей и укреплению их организма.
Каждое утро мы с детьми начинаем с утренней гимнастики для того, чтобы поднять настроение воспитанникам, повысить жизненный тонус и подготовить к многообразной деятельности.
Для этого используем разные виды утренней гимнастики:
- традиционный комплекс занятий (прыжки, ходьба, бег)
- сюжетная гимнастика (например, с героем – мишкой, иллюстрируя стихотворением)
- подвижная игра (например, «Катится колобок»)
В утреннюю гимнастику обязательно включаю дыхательную, которая необходима для восстановления дыхания. А так же она направлена на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Ежедневно провожу гимнастику после сна для того, чтобы обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, привести мышцы в тонус, улучшить настроение, привить привычку разминаться после сна. Гимнастика после сна отличается от утренней и проводится в постели. Я сочетаю гимнастику, стихи и музыку. Все упражнения провожу в игровой форме. Например, «Потягушки» - лёжа на спине вытягиваем руки вдоль тела, тянемся и возвращаемся в начальную позу, выдыхаем.
Заканчиваем гимнастику упражнениями на дыхание. Делаем самомассаж. Это повороты головы вправо, влево, поглаживание рук, живота, ног и пяток. Сгибаем ноги, обхватываем коленки и выпрямление. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия в зале. Они направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. А самое главное - овладение жизненно важными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием.
Ежедневно уделяем внимание пальчиковой гимнастике. Провожу её в любое удобное время в течение дня. Эти упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук. Немаловажно, что разрабатывая руки детей, мы стимулируем развитие речи. Также развивается воображение и память. Улучшается артикуляция звуков и становление ритмики речи. Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме и
самома дети с удовольствием в неё включаются.
Используем самомассаж ладоней колючими мячиками:
Этот мячик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения выполняются соответственно тексту.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Я выбрала наиболее доступные формы закаливания:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и ее длительность;
-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
-дыхательная гимнастика после сна;
-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
-сон без маек.
Использование различных форм здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием
включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальныйсоциальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества вцелом, самое дорогое богатство-здоровье. Каждый родитель хоче...