Статья "Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании"
статья
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdoroveformiruyushchie_tehnologii.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании
Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения - Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
- разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
- развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
- укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
- внедрение инновационных технологий в работе с детьми.
Задачи:
- создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
- культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
- помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
- способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
- формирование культуры правильного питания;
План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.
- Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
- Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
- Физическое развитие и оздоровление детей:
- Закаливание;
- Массаж;
- Игры, которые лечат;
- Дыхательная гимнастика;
- Здоровый сон;
- Сбалансированное питание;
- Организация двигательного режима.
- Лечебно-профилактическая работа:
- лечебная физкультура;
- лечебный и общеукрепляющий массаж;
- кислородные коктейли;
- фитотерапия;
- самомассаж;
- Точечный массаж;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Электронные физкультминутки;
- Динамические паузы;
- Ортопедическая гимнастика;
- физиотерапия.
- Обеспечение психологического и эмоционального благополучия:
- Музыкотерапия;
- Арттерапия;
- Сказкотерапия;
- Логоритмика;
- Коррекционно-развивающая работа.
Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:
1.Приобщение детей к физической культуре
2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Основные формы организации здоровьеформирующих работ: *физкультурные занятия
*самостоятельная деятельность детей
*подвижные игры
*утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
*двигательно-оздоровительные физминутки
*гимнастика пробуждения
*физкультурные досуги, дни здоровья
*спортивные праздники
*оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:
1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления; 2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.
Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем через 4-7 минут образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой, логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.
Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.
Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.
В нашем детском саду широко применяется дыхательная гимнастика, которая на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как физическая культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний лес и обязательно используем возможность «подышать свежим воздухом». Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду « Ладушки» пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.
Проводится гимнастика пробуждения в течении пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками. Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.
По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.
воспитатель
Хахалова Ольга Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена. Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...
Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"
В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....
Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...