Статья здоровьезберегающие технологии.
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
" Созданиездоровьесберегающего пространства в ДОУ как условие укрепления здоровья детей"
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Не секрет, что в современном мире все реже можно встретить абсолютно здорового человека. Родовые травмы, неправильное питание, отсутствие организации режима дня в семье отрицательно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Здоровый ребенок - это вовсе не тот, что не болеет, а тот, кто имеет физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому самое начало пребывания ребенка в детском саду имеет большое значение для его развития.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство – это комплексная система, обеспечивающая ребенку психическое, физическое благополучие, комфортную морально-нравственную среду пребывания в семье и в детском саду.
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека. Одним из таких условий является создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий
повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении .Говоря о создании здоровьесберегающей развивающей среды, подразумеваютя следующие направления:
‒ комфортность пребывания ребёнка в учреждении.
‒ создание безопасной предметно-развивающей среды потребностей ребенка в движении
‒ предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим.
Исходя из этого следует назвать три основополагающего принципа.
Принцип фасцинации( от английского – очарование ).что способствует формированию у детей положительного отношения к предмету деятельности с которым им приходиться заниматься. Например( мяч он хороший, круглый играет с вами). Вы должны к нему хорошо относиться чтобы он не убегал от вас.
Принцип синкретичностиот греческого( соединение, объединение).То есть в процессе здоровъесберегающих технологий необходимо создать такие условия в которых его физические, психические и духовные возможности раскроются во всей красе. Например на занятии Здравствуй зимушка –зима, снежок белый принесла рассказать и проиграть с ребёнком все возможные варианты и ситуации. Подготовить ребёнка к встрече с холодом, научить его двигаться, одеваться, дышать на улице, бегать, чтобы не падал. Чтобы не падать и хорошо стоять на ногах нужно тренироваться. На занятии можно предложить детям листки белой бумаги. Спросить, что они напоминают ( снег ). Плавно поднять вверх и отуститьих.( падает снег ) а если разорвать их на мелкие кусочки получатся много снежинок. Также можно использовать комканные листы белой бумаги и например перепрыгивать и перешашивать через них.
Третий принцып – это принцыи творческой направленности. В результате этого принцыпа, ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта побуждающего к творческой деятельности.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.Предусмотренные планированием, игры также необходимо проводить на прогулках утром и вечером в соответствии со временем года, в совместной деятельности взрослого с детьми, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Кроме подвижных игр, необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий. Одним из важных факторов, которые способствуют укреплению здоровья детей является закаливание. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью Обязательно нужно проводить воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Большое внимание уделять дорожкам здоровья.Использовать побудки где дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни конечно же является прогулка. Важным из основных направлений по созданию здоровьесберегающей среды является валеология .Валеология это наука об индивидуальном здоровье человека. Она представляет собой совокупнось научных знаний о формировании сохранении и укреплении здоровья. Дошкольное учреждение это первое звено непрерывного валеологического образования предполагает выбор альтернативных форм и методов организации педагогического процесса.
Она включает в себя:
-динамические паузы физминутки.
-пальчиковые игры.
-гимнастику для глаз.
-дыхательную гимнастику.
-игры с песком.при взаимодействии с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
-работу с пластилином.при работе с пластилином помогает расслабиться
-артикуляционную гимнастику. Валеологическая культура способствует высокому уронню обеспечения здоровья ребёнку. Особенно важным направлением является взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада и дома. Родители, это именно те люди, которые для своих детей являются неким эталоном, к которому ребёнок порою стремится всю свою жизнь. Вследствии этого работа с родителями по включённости в здоровь сберегающую среду и формирования успешности собственно родительства становится архиважной .Наиболее эффективно родители смогут помочь своим детям достичь успешности в жизни если постараются создать атмосферу любви понимания и поддержки в отношениях с ребёнком со дня его рождения. Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделайте его здоровым и крепким». Спасибо за внимание !
Хомич, Е. С. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС / Е. С. Хомич. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10451/ (дата обращения: 02.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьезберегающие технологии в работе педагога ДОУ"
Призентация для консультации....
"Здоровьезберегающие технологии в работе педагога ДОУ"
Консультация для для работников ДОУ( с призентацией)...
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе, на тему "Здоровая пища", с использованием здоровьезберегающих технологий
Цель: помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания , еда должна быть не только вкусной . но и полезной....
Здоровьезберегающие технологии
Что такое здоровьезберегающие технологии? Средства,формы, приёмы здоровьезберегающих технологий....
статья Здоровьеформирующие и здоровьезберегающие технологии
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человек...
Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...
Здоровьезберегающие технологии "Технологии сохранения и стимулирования здоровья и обучение здоровому образу жизни"
Цель:Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством применения технологий сохранения и стимулирования здоровья....