Реализация принципов событийности и путешественности в ДОУ как первой ступени образования.
статья
Дошкольное образование – первая ступень общего образования. Специфика построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста заключается в том, что принципы событийности и путешественности являются базовыми. С одной стороны, они определяют содержание образовательного процесса в учебном году (в основе плана работы в дошкольном учреждении лежит тематическое планирование, которое, в свою очередь, подчинено календарным событиям года). С другой стороны, специфика дошкольного образования заключается в приоритете воспитательных задач, над учебными, что предполагает проживание педагогами и детьми совместных событий (режимные моменты – прием пищи, прогулка, сон; организованная деятельность – занятия, досуги и праздники, игра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_printsipa_sobytiynosti_i_puteshestvennosti_v_dou.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова К.В., Москва, заместитель директора по УВР ГБОУ МО НШДС № 737
Елагина О.В., Москва, учитель-логопед ГБОУ МО НШДС № 737
Реализация принципов событийности и путешественности в ДОУ
как первой ступени образования.
«Рост, жизнь делает время, а не время движет жизнь».
П.Флоренский
Дошкольное образование – первая ступень общего образования. Специфика построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста заключается в том, что принципы событийности и путешественности являются базовыми. С одной стороны, они определяют содержание образовательного процесса в учебном году (в основе плана работы в дошкольном учреждении лежит тематическое планирование, которое, в свою очередь, подчинено календарным событиям года). С другой стороны, специфика дошкольного образования заключается в приоритете воспитательных задач, над учебными, что предполагает проживание педагогами и детьми совместных событий (режимные моменты – прием пищи, прогулка, сон; организованная деятельность – занятия, досуги и праздники, игра).
Принцип событийности выделен рядом психологов и педагогов : Слободчиковым В.И., Остапенко А.А., Зинченко В.П. Слободчиков подчеркивает, что «педагог целенаправленно, специально и осознанно начинает выстраивать событийную, образовательную общность – как совокупность коллективного субъекта совместно распределенной образовательной деятельности»; «со-бытие – есть объект развития – то, что развивает и развивается ». Автор отмечает отличие семьи и формальную организованность от со-бытийной общности. Со-бытийная общность – есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней при внешней противопоставленности (то, чем является детско-взрослое сообщество детского сада). Остапенко А.А. говорит о «воспитании событиями», которые порождают опыт и мудрость. В отличие от «мероприятия», в котором цели навязаны ребенку и смысл ясен только взрослому, события порождают опыт, переживания самого ребенка, понимание им сути события, и, как итог – формирование некой «мудрости» - как симбиоза собственного понимания и опыта, что, как указывает автор, формирует у ребенка надежду, мечту.
В.П. Зинченко вводит понятие «Живое знание» - не просто соцветие разных знаний. В него входят действия (акты, события по его получению и использованию), память и отношение к знанию, представление о себе самом – знающем или незнающем, живое знание - это «опытное» знание.
Принцип путешественности М. Гревса так же является образующим деятельность дошкольного учреждения. С одной стороны, путешественность может рассматриваться как проведение экскурсий различной направленности при ознакомлении детей с окружающим миром, с другой стороны – как основной принцип знакомства с любым новым материалом (видео экскурсии, презентации, мини-музеи и др.). Целостность экскурсионно-зрительного переживания, отмечал М.Гревс , включает в себя «участие телесно-двигательного, кинестетического начала», что особенно важно для дошкольников. «Хождение по миру…отнюдь не сводится к простому перемещению в пространстве, ведь движение есть символ всякого сознательно-творческого изменения, любого духовно – выявляющего сдвига жизни, призванной к самораскрытию» (М.Гревс). В «путешественности разгорается особенно богатая и дружная работа свойственных человеку психических сил» - у ребенка активизируются все сферы его развития - двигательная, мыслительная, речевая, эмоциональная, коммуникационная.
В дошкольном учреждении эти принципы реализуются в праздниках, досуговых мероприятиях, конкурсах, тематических занятиях, проектах, экскурсиях и др.
Например, в нашем дошкольном учреждении проводятся тематические праздники. «Праздник шляп» - позволяет «попутешествовать» детям по разным странам, по разным профессиям, по сказкам с помощью видеопрезентаций, музыкальных произведений, предметов искусства, книг. Досуг «Встреча перелетных птиц» - знакомит с картой мира, народными традициями, «День медведя» - с геральдикой городов России, местами обитания животных, образами в литературных произведениях.
Реализуя опыт «Живого знания», мы организуем «особые события» - встречи с людьми разных профессий (пожарные, полицейские, спасатели, врачи, работники почты, библиотеки), слушание живой музыки мини - оркестра, посещение планетария, встречи с ветеранами, волонтерами. Дети в реальных условиях (или приближенным к реальным) знакомятся с деятельностью людей, их оборудованием, вступают с ними в коммуникацию, пробуют выполнить определенные действия. Это становится НАСТОЯЩИМ событием, в процессе которого дети приобретают РЕАЛЬНЫЙ опыт, испытывают ИСКРЕННИЕ эмоции.
Особая работа ведется над тематическими проектами. Один из них – сотрудничество с коллегами и детьми из Болгарии (г. Варна), в рамках международного проекта «Ребенок в мире без границ». Работа над проектом включает в себя «проживание» единых событий: наши педагоги и коллеги из Болгарии вместе с детьми читают, обсуждают сказки, ставят спектакли, рисуют рисунки, играют в игры, обмениваясь наследием своих народов. Мы общаемся с помощью настоящих и виртуальных писем, посылок, организуем совместные Круглые столы, фестиваль. Знакомство детей со странами происходит в виде виртуальных путешествий, видеоэкскурсий, которые готовят дети совместно с педагогами. Такая деятельность позволяет дошкольникам познакомиться, как со своей страной, так и со страной партнеров.
В детском саду периодически организуются мини-музеи, которые не являются стационарными и посвящены определенным темам: это музей календаря, музей, посвященный ВОВ, музей народных предметов быта, музей елочной игрушки. Само создание музея становится событием и со-бытием взрослых и детей всего сада: дети, родители, педагоги сами подбирают и формируют экспозицию, частично проводят экскурсии друг для друга. Мини-музеи позволяют совершить путешествие во времени и пространстве, сделать «остановки» на особо значимых для детей предметах, событиях с ними связанных. Это делает создание таких музеев личностно значимым для каждого ребенка и родителя.
Таким образом, принципы событийности и путешественности взаимосвязаны: «путешествия» становятся «событиями» и каждое событие может быть своеобразным путешествием.
Реализация этих принципов зависит от личности педагога, не только от его профессиональных качеств и умений, но и от его кругозора, активности, заинтересованности и открытости окружающему миру. Интересующийся педагог способен быть интересным и для коллег и для детей. В учреждении регулярно организуются выездные экскурсии педагогов, творческие вечера, мастер-классы, Круглые столы, арт-терапевтические занятия, что способствует личностному росту педагогов, формированию творческого потенциала каждого. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» - эти слова К.Ушинского определяют наше видение образа педагога и его отношения к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольное образование - первая ступень общего образования
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДУ...
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются особенности метода проектов в детском саду....
Реализация принципа событийности в работе мобильного музея ДОУ.
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества.Сухомлинский В. А.ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошко...
Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"
Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...
"Дидактическая система "Ф. Фребеля", как первая ступень реализации STEAM- образования"
(слайд 2) Каждый модуль парциальной модульной программы направлен на решение специфических задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEАM образования: развитие инт...