МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
проект на тему
В статье раскрываются особенности метода проектов в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Горбенко Светлана Александровна, воспитатель, Филевский образовательный центр, ГБОУ школа 2101 г. Москва, Россия
Аннотация: в статье раскрываются особенности метода проектов в детском саду.
Ключевые слова: метод проектов, психическое развитие дошкольников
Для настоящего времени стоит вопрос – чему учить и как учить – также, как во все времена. Чему учить – новое содержание образования отражено в федеральных государственных стандартах, новой редакции программ воспитания, обучения и развития детей.
Как учить – как за тот же промежуток времени (дошкольное и школьное детство) дать больше знаний, умений, помочь становлению личности ребенка. На наш взгляд, в образования есть немало высокоэффективных методов, приемов, способов развития, обучения и воспитания детей, которыми воспитатель нашего времени должен овладеть и использовать. К таким методам относится и метод проектов.
Метод проектов относится к типу интегрированного и проблемного обучения. Главная особенность проблемного обучения, отмеченная в зарубежной науке основоположником направления Д. Дьюи, в отечественной науке А.М. Матюшкиным и др., - нахождение «неизвестного», которое должно быть обеспечено достаточными интересом и знаниями. Проект, который начинают разрабатывать воспитатель, родители и дети, должен быть интересен детям, у всех участников образовательного процесса должно хватать возможностей для решения задач проекта. Психические процессы в дошкольном возрасте носят непроизвольный характер. Дети не ставят перед собой специальных задач усвоения, что и требует специальных усилий воспитателя и родителей по пробуждению, поддержке и развитию познавательного интереса, познавательной инициативы.
Как уже показала современная наука и практика, использование метода проекта возможно, начиная с младшего дошкольного возраста. С возрастом увеличивается доля самостоятельности ребенка в реализации проекта. Если в младшем дошкольном возрасте достаточно, чтобы ребенок понял цель и участвовал в выполнении задач проекта вместе с родителями, то в подготовительной группе ребенка-дошкольника можно привлекать к целеполаганию и планированию по проекту. Главная задача не столько в получении знаний (хотя это и важно), а сколько в выработке компетенций в познавательной и социальной сферах развития ребенка.
Этапы проективной деятельности взрослых (воспитателей и родителей) и детей следующие:
1) постановка целей и задач, составление плана проекта;
2) осуществление (реализация) проекта;
3) подведение итогов (совместно с детьми) и анализ полученного результата взрослыми участниками.
Мы считаем, что этап целеполагания и планирования наиболее значим. Уже на этом этапе происходит развитие уровня компетентности взрослых и детей в проблеме проекта, осуществляется коммуникативная компетентность детей. Выдвижение идей, их обсуждение, выработка совместного решения под контролем взрослых позволяет развивать у детей умения общаться, принимать и обсуждать точку зрения другого человека. Для детей, с организаторскими и лидерскими способностями, проект – хорошее поле для тренировки своих умений: выслушать разные точки зрения, обобщить их, найти сильные и слабые стороны идеи.
Приведем пример – проект «Космос». Это первичное рабочее название, которое в процессе постановки цели и планирования может уточняться и конкретизироваться. Например, такие названия: «Он был первым», «Звездное небо», «Мы - будущие космонавты» и др.
В проекте «Он был первым» можно изучать конкретно первый полет человека в космос и особенности жизни и деятельности Ю.Гагарина; в проекте «Звездное небо» можно сосредоточиться на изучении звездных образований (планеты, кометы и др.). В последнем мы можем не затрагивать тему первого полета человека в космос. В проекте «Мы - будущие космонавты» важно сосредоточить внимание на изучении питания, физической подготовки космонавтов и т.д.
Мы обращаем внимание специалистов на то, что проект может носить широкий характер, охватывать многие стороны явления, которое изучают, но может носить и узкий, конкретный характер, что позволяет более подробно изучить какую-либо тему.
Итак, метод проектов, хоть и не новый метод в педагогике, но в современное время получает как будто второе рождение. Данный метод помогает сделать ребенка субъектом обучения и существенно влияет на познавательное, социальное и личностное развитие ребенка-дошкольника.
Список литературы
- Захарова М.А., Котина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М., Школьная пресса, 2010.
- Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Серия ФГОС ДО: практика реализации. М., Учитель, 2015.
- Козилова Л.В. Профессионализм и профессиональная компетентность педагога // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. статей / Отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015. В 3 ч. Часть 2, с. 125-130.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Просвещение, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ...
Дошкольное образование - первая ступень общего образования
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДУ...
Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения. С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в про...
Реализация принципов событийности и путешественности в ДОУ как первой ступени образования.
Дошкольное образование – первая ступень общего образования. Специфика построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста заключается в том, что принципы событий...