Народное творчество в воспитании дошкольников
статья (младшая группа)

В публикации отражена роль народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста .Цель работы : показать как устное народное творчество ,музыкальный фольклор ,народно-прикладное искусство влияют на эстетическое и нравственное развитие ребенка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народное творчество в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота ,знающего и любящего  свою Родину ,не может быть успешно реализовано без глубокого познания духовного богатства своего народа ,освоения народной культуры .

Национальная культура –это национальная память народа ,то ,что выделяет данный народ в ряду других ,хранит человека от обезличивания ,позволяет ему ощутить связь времен и поколений ,получить духовную поддержку и жизненную опору .

Пожалуй .ничто так ярко не характеризует народ ,как те традиции ,которым  свято следуют и те праздники ,которые он любит и отмечает .В праздниках ,как в зеркале ,отражается характер  ,культура и самобытность каждого народа .

Русский народ имеет очень богатую культуру ,интереснейший фольклор и продолжительную историю существования .И поэтому традиции и обряды русского народа чрезвычайно интересны и многогранны. Из поколения в поколение переходили они ,практически не меняясь.

Поскольку русские люди во все времена уделяли особое внимание своему быту ,семье и родному дому ,многие традиции и обряды напрямую относятся именно к этой сфере .Большинство из них связано с появлением детей на свет ,с крестинами ,свадьбами.

Следует отметить  ,что у современных россиян есть немало оригинальных самобытных праздников ,которые не отмечаются больше нигде в мире (или отмечаются ,но совершенно по-другому).Это ,например ,Пасха ,Рождество и Крещение ,Масленица ,праздник Ивана Купала и другие.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусств .Устное народное творчество  ,музыкальный фольклор ,народно-прикладное  искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас ,когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь ,быт и мировоззрение детей .

Народное искусство ,являясь первоосновой профессионального искусства ,способствует формированию художественного вкуса ,основных эстетических критериев ,развитию эстетического отношения детей к природе ,окружающей действительности .

Слушая произведения устного народного творчества ,знакомясь с народной музыкой ,рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров ,дети приобретают новые знания о жизни : о труде людей ;о том ,что ценит народ в человеке ,а что порицает ;как понимает красоту ,о чем мечтает .У детей ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений ,эпитетов ,синонимов.

Слушая сказку ,ребенок получает представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства ,дети испытывают чувство радости , удовольствия от ярких жизненных цветов ,богатства и разнообразия видов и мотивов ,проникаются уважением к народному мастеру ,у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

В детском быту есть свои традиции .Одна из них ,наиболее живучая ,это заимствование игр детьми друг от друга ,младшего поколения от более старшего .Например ,такие игры ,как «Гуси-лебеди» , «Коршун и цыплята»,созданы народом так же ,как песни и сказки.

Пока ребенок совсем мал ,все игры обращены индивидуально к нему ,его забавляют ,развлекают несложными играми со звучащими ,шумящими ,красочными игрушками ,прибаутками. Тут и «Ладушки» ,и «Сорока-ворона».Но вот ребенок научился ходить ,бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры ,в которых воспитывается чувство ответственности ,но не гасится самостоятельность детей.

Можно сказать ,что народные игры влияют на воспитание ума ,характера ,воли ,развивают нравственные чувства ,физически укрепляют ребенка.

Немаловажное значение придается и народной игрушке ,которая основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств ,ума и  характера .Изобразительное народное искусство ,именно через народную игрушку ,непосредственно адресовано детям :все в ней обращено к ребенку – ее содержание ,форма, окраска.

Россия –родина для многих .Но для того ,чтобы считать себя ее сыном  или дочерью ,необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней ,принять русский язык ,культуру ,историю .Глубокий ,духовный ,творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Список использованной литературы :

1.Ветохина А.Я. ,Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ООО Издательство «Детство-пресс»,2009 г.

2.Махина Н.С. «Растим патриотов

:традиции и праздники народов России» ,Воронеж ,2016г.

3.Шорыгина Т.А. «Родные сказки :нравственно-патриотическое воспитание» М. :Прометей ;Книголюб ,2003 г.

4.Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. : Российское педагогическое агенство ,1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народное творчество в воспитании дошкольников"

Консультация содержит информацию о благотворном влиянии устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста...

Русское народное творчество в воспитании дошкольников

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена б...

Консультация для родителей Устное народное творчество в воспитании дошкольников

И детям и взрослым хорошо известны поговорки, скороговорки, заклички и т.д. Не секрет, что сейчас родители заняты добыванием денег. Между детьми и родителями преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсу...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народное творчество в воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей ДОУ«Народное творчество в воспитании дошкольников»...

"Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очер...

План самообразования"Усное народное творчество в воспитании дошкольников"

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...