Русское народное творчество в воспитании дошкольников
статья на тему

            Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_doshkolnikov.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Русское народное творчество в воспитании дошкольников.

            Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

            Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора. Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А.

            Таким образом, великие мысли русских просветителей, остаются весьма актуальными и в наши дни.

            Наш детский сад работает по программе «Радуга». Программа предполагает широкое использование фольклора. Начиная с первой младшей группы, фольклор используется во всех режимных моментах. В течение дня, учитывая настроение детей, воспитатели напевают  пестушки, потешки, колыбельные и приговорки. Детям второй младшей группы уже доступно восприятие частушки. Ребят старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно – музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.

            Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарно – обрядовых праздниках. Такие праздники, как Осенины, Кузьминки, Рождество, Масленица, Веснянка, Пасха стали традиционными в нашем  детском саду.

            Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства.   Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы стараемся сделать их достоянием наших детей. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.  

            Обрядовые  праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

            Народная мудрость, сохранённая в веках, передаётся нашим детям. Много лет в детском саду функционировала русская изба. Все занятия по ознакомлению с русским народным творчеством проходили в ней. Окружённые предметами  старины, дети получали огромное удовольствие от полученных знаний. Особенно нравилось детям, когда к нам на занятия приходила бабушка Даши Коржаковой. Она загадывала детям загадки о предметах народного быта, показывала, как ими пользоваться. Больше всего детей заинтересовала прялка. Самые смелые пробовали прясть, а потом помогали бабушке сматывать клубочки. Подобные занятия очень важны для детей: происходит связь поколений и дети ощущают себя частью великого народа.

            Такие праздники, как Рождество, Масленица, Пасха проводятся во многих детских садах. А Кузьминки, я думаю, не все проводят. На Среднем Урале на Кузьминки встречали зиму и провожали осень. По народному календарю день Кузьмы – Демьяна 14 ноября (1 ноября). В этот день девушки вскладчину устраивали пированье, для чего обходили дворы односельчан и выпрашивали припасы. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Домиана) покровителями кузнецов и женщин рукодельниц. Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремеслах призывали в помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них Кузьминки. Кузьминки – «курьи именины», «курячий праздник». В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними!». На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную кашу» и устраивали пиршество. К вечеру изготовляли чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, опоясывали чучело кушаком, обували старые лапти и усаживали посреди избы. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые «поцелуйные игры». После завершения праздника чучело выносили из дома, клали на носилки или в корыто и несли за околицу. Там чучело раздевали, раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу. Гуляние часто продолжалось до утра.  Так проходил в старину праздник  «Кузьминки».

       Советую музыкальным руководителям чаще обращаться к музыкально – поэтическому русскому народному творчеству, проводить народные календарные праздники, которые необыкновенно колоритны, разнообразны и многогранны. Участие детей в народных праздниках вызывает восторженность не только у детей, но и у их родителей, активизирует детей на разные виды музыкально – творческой деятельности.

Литература

«Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. Москва 2000

«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Бударина, О.М. Корепанова, Л.С. Куприна, О.А. Маркеева. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2001

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:"Русское народное творчество в воспитании детей".

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Материал для работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Направлен на побуждение интереса детей к произведениям устного народного творчества, русскому фольклору. Способствует развитию п...

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»...

Русское народное творчество в воспитании детей

Народные танцы и песни,игры и обряды являются мощным средством духовной и физической подзарядки.Очень полезно для здоровья проводить хороводы.Взрослые ведут ребенка по пути познания мира,играя с ребен...