Парциальные образовательные программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников
статья

Самойло Лилия Николаевна

В статье представлен краткий обзор парциальных образовательных программ дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Обозначены средства реализации парциальных образовательных программ с учетом ФГОС ДО.

Ключевые слова: парциальная образовательная программа, ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальные образовательные программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формирование социально-коммуникативных компетенций дошкольников является одной из ключевых задач современной педагогики ввиду стратегической важности адаптации воспитанников к требованиям общества и условиям стремительно меняющейся действительности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, направленная на обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством: разъяснения норм поведения, принятых в обществе, нравственных и моральных ценностей; привития навыков самостоятельности, самообслуживания; воссоздание типичных коммуникативных ситуаций, способствующий формированию у воспитанников навыков взаимодействия (в т.ч. для решения актуальных бытовых, учебных, творческих задач) со сверстниками и взрослыми; привитие основ безопасного поведения в социуме, в быту, во время пребывания на природе; развитие у детей социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию; формирование уважительного отношения к социокультурным ценностям российского народа, чувства принадлежности к российской нации и Отечеству; обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.

Специфика парциальных образовательных программ заключается в соответствии их содержания актуальным задачам ДОУ, что обусловлено участием в разработке ведущих методистов, практикующих педагогов, специалистов по возрастному развитию. Благодаря внедрению дополнительного программного содержания удается разнообразить стандартную воспитательную практику и обеспечить оптимальные условия для гармоничного формирования личности воспитанников.

Рассмотрим наиболее известные парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников,  используемые в дошкольных образовательных организациях.

Программа «Я, ты, мы». Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий.

Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?».

Также широко востребована специализированная программа «Азбука общения». Авторы Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова, утверждающая необходимость ответственного отношения педагогов дошкольного образования и представителей семей к вопросам речевого воспитания малышей возрастом 3-7 лет. Реализация данного психолого-педагогического курса нацелена на формирование у дошкольников адекватных мотивационных установок по отношению к себе, членам семьи, окружающим в ходе выполнения специально разработанных тренингов и игровых упражнений. Особенностью данной программной разработки являются конспекты занятий, адаптированные для ведения индивидуальной и групповой педагогической работы, а также применение метода сопереживания – развития спектра эмоциональных переживаний ребенка и развитию способности передачи оттенков настроения, что гарантирует не только простоту социально-речевой адаптации воспитанников в будущем, но и возможность точного прогнозирования поведенческих реакций. 

        Рассмотрим следующую парциальную программу «Дружные ребята» авторского коллектива Р. С. Буре, М. В. Воробьевой, В. Н. Давидович, которая рассчитана на воспитанников от 3 до 7 лет. Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики –  нравственному воспитанию ребенка в детском саду.

         На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками. Целью программы является развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности. Эта цель достигается с помощью решения задач программы:

• выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка;

• разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций;

• сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность;

• обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия.

Следующая программа «Страна понимания» автора  Р. Р. Калининой, целью которой является развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. Программа рекомендована младшим школьникам с нарушениями в коммуникативной сфере, испытывающих трудности в общении с окружающими людьми. Для развития у младших школьников успешных коммуникативных навыков используются интерактивные упражнения, ролевые игры, обсуждения.

        Занятия помогут дошкольникам:

  • развить навыки принятия решений и способность самостоятельно размышлять;
  • научиться выражать эмоции и чувства;
  • находить собственный стиль общения;
  • оказывать взаимную поддержку друг другу в решении общих проблем;
  • повысить самооценку и укрепить личную идентичность;
  • развить социальные навыки.

С помощью педагогической  технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» Э. Ф. Алиевой, О. Р. Радионовой, происходит воспитание  детей  5-8 лет в духе толерантного общения.  «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Состоит из 2-х сборников - методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии - интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного образования, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родительской аудитории.

В заключение напомним, что принять решение, по каким программам работает детский сад, может руководитель ДОУ, основываясь на имеющихся кадровых и материально-технических ресурсах, пожеланиях родителей, которые могут быть выявлены по результатам тематического тестирования. Следует учитывать, что узкая специализация локальных программных документов обуславливает необходимость их использования в комплексе – в противном случае может быть нарушена гармоничность реализуемого учебно-воспитательного комплекса.

Список литературы

  1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  2. КалининаР. Р.«Страна понимания» -СПб,  «Речь», 2002.
  3. БуреР. С., Воробьева М. В., ДавидовичВ. Н.«Дружные ребята». Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Алиева Э. Ф., Радионова О. Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения: методические рекомендации / Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  5. Интернет источник: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические основы проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования.

Цель:обеспечить теоретическую и практическую поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в области разработки программы деятельн...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Образовательная программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

«Изменение в содержании образовательной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию согласно ФОП ДО»

laquo;Изменение в содержании образовательной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию согласно ФОП ДО»...