Образовательная программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»
рабочая программа по окружающему миру

Валова Елена Александровна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Сейчас как никогда нужно быть предприимчивым человеком. 

      Ведя речь о старшем дошкольном возрасте, возьмем за основу формирование поискового стиля поведения ребенка дома, в детском саду, в кругу сверстников, в присутствии незнакомых людей... Предлагаемые задания и игры направлены на развитие творческих способностей малыша. Вполне понятно, что данные занятия, игры затрагивает лишь часть такой огромной проблемы, как воспитание предприимчивости. Дети учатся познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно - одним словом быть предприимчивым, инициативным, организованным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОП ДО Хочу быть предприимчивым234.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 г. Вязьмы Смоленской области

От «___» __________________ 20__ г

Протокол №_____

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10

 г. Вязьмы Смоленской области

№________от_______20___ года

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ  РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №10 г. Вязьмы Смоленской области

                               

                                                                                                               Программу составила

                                                                                                   Валова Елена Александровна,

                                                                                                                                воспитатель

 

         

Содержание

стр

I

Раздел 1 Пояснительная записка  (характеристика программы)

3

1.

Пояснительная записка:  

Направленность и уровень программы

Актуальность

Цели и задачи программы

Принципы и подходы программы

Планируемые результаты

II

Раздел 2 Содержание программы

2.1.

Учебный (тематический план)

6

2.2

Содержание учебного (тематического) плана

Комплексно–тематическое планирование:

9

III

Раздел 3 Формы аттестации и оценочные материалы

Формы аттестации и оценочные материалы

14

ΙѴ

Раздел 4 Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально – технические условия

16

4.2

Учебно-методическое и информационное обеспечение

16

  1. Пояснительная записка.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Сейчас как никогда нужно быть предприимчивым человеком. Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор их будущей профессии. Некоторые спешат... Мы бы не стали выбирать судьбу за своих детей. Не нужно, на наш взгляд, проживать жизнь за них, иногда реализуя, таким образом, свои несбывшиеся мечты. Кто-то не стал врачом, актером, ученым, изобретателем... Но ребенок не должен становиться ни тем, ни другим, ни третьим. Дети не должны расплачиваться за ожидания собственных родителей. Хорошо, когда, постепенно взрослея, малыш, а затем ученик все более активно принимает участие в семейных делах и в своей собственной судьбе. Его готовность к этому, как правило, не зависит от возраста - физического и психологического. Выдающийся ученый Лев Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под вашим чутким руководством они смогут уже самостоятельно оценить происходящее с ними, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста.

Понятие «предприниматель» толкуется в дальнем зарубежье и у нас по- разному. Известный австро-американский экономист И. Шумпетер, в частности, отмечает, что такой человек отличается особым взглядом на вещи, способен идти вперед, умеет воздействовать на людей, обладает истинным авторитетом, не боится рисковать... Или еще пример толкования предпринимательства — российский экономист Агеев считает, что этим людям присущи

      Ведя речь о старшем дошкольном возрасте, возьмем за основу формирование поискового стиля поведения ребенка дома, в детском саду, в кругу сверстников, в присутствии незнакомых людей... Предлагаемые задания и игры направлены на развитие творческих способностей малыша. Вполне понятно, что данные занятия, игры затрагивает лишь часть такой огромной проблемы, как воспитание предприимчивости. Дети учатся познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно - одним словом быть предприимчивым, инициативным, организованным.

Цели и задачи реализации программы. 

 

 Цели программы: объединить усилия детского сада и семьи в формировании поискового стиля поведения ребенка дома, в детском саду, в кругу сверстников, в присутствии незнакомых людей.

Задачи программы:

Обучающие:

Дать детям элементарные знания об экономике, познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличные деньги, банк, аукцион, чек, спрос, предложение.

Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.

Привить детям навыки и привычки культурного поведения, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность и др.

Формировать экономическое мышление.

Сформировать у детей представления о рыночных отношениях.

Позволить ребенку решать свои проблемы самостоятельно! По мере возможности и в зависимости от степени эмоционального развития ребенка вы можете позволить ему уладить некоторые дела самостоятельно. Конечно, не все свои проблемы ребенок может решить, но можно позволить ему начать с простых и легких, чтобы учиться на них быть ответственным за свою жизнь и поступки.

Учить детей экономии и управлению деньгами. 

 Научить ребенка заботиться о близких и слабых. Царящая вокруг нас черствость, бессердечность является в частности плодом воспитания нескольких поколений эгоистично живущих людей, которые привыкли видеть не дальше кончика собственного носа. Если мы хотим рассчитывать на помощь других людей, мы должны сами что-то отдавать им. Поэтому стоит научить своих детей быть заботливыми и милосердными. Они должны быть чуткими к нуждам других.

Научите ребенка делиться с другими тем, что он имеет. Этот совет вытекает из предыдущего, но заслуживает отдельного внимания. Помощь нуждающимся также может исходить из предприимчивости. Предприимчивый человек имеет какие-то сбережения, вещи или навыки, которыми может поделиться с нуждающимися. Это ведь приносит радость!

Научите ребенка работать. Вопреки тому что модно и выгодно, научите ребенка работать. Как физически, так и интеллектуально. Если он решит стать менеджером, ему вовсе не повредит, если он будет умело пользоваться лопатой. Жизнь многогранна и труд, как известно, облагораживает.

Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций с помощью взрослых и самостоятельно.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать творческие способности

Развивать желание лучше узнать самого себя, близких, изобретать, сочинять, быть предприимчивым, порой разумно рисковать. 

Воспитательные:

Воспитывать такие важные качества, как упорство и настойчивость, целеустремленность, информировность, инициативность.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности

Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.

Формировать навыки взаимопомощи, сопереживания, определение и развитие индивидуальных особенностей детей.

Формировать у детей самооценку и уверенность в своих силах посредством работы в огороде, проведения экскурсий, аукционов.

Формировать умения испытывать положительные эмоции от совместной трудовой деятельности.

Принципы и подходы к реализации программы

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста.

•Мотивированность к трудовой деятельности, понимание, что основой благосостояния является труд.

• Воспитание трудолюбия, добросовестности, интереса и уважения к труду взрослых.

• Знакомство с денежными знаками – российским рублем, американским долларом, международной денежной еденицей – евро.

• Знакомство с составляющей семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией.

• Сформированность представлений о разных профессиях, в том числе и о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом: продавец, предприниматель, бухгалтер, экономист, кассир и др.

• Способность самостоятельно купить продукты в магазине.

• Сформированность практических навыков, например; под руководством взрослого продать билеты на концерт, подсчитать выручку и спланировать приобретение других нужных товаров.

II   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

2.1. Учебный план.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Образовательная программа «Хочу быть предприимчивым»  рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка составляет 15 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 – 30  минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

1  (старшая группа)

4

36

15

2 (подготовительная группа)

4

36

15

Педагогические задачи

Формировать представление о содержании деятельности людей профессий, связанных с экономикой и бизнесом

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги

Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым

Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Формы обучения экономическим понятиям

1. Самостоятельные игры детей – дидактические, сюжетно-ролевые.

2. Комплексные тематические занятия.

3. Труд в природе (на огороде, дома, в группе детского сада и т. д.).

4. Художественный труд.

5. Развлечения (конкурсы, викторины).

6. Инсценирование «экономических» ситуаций и сказок.

Используемые методы, приемы и средства обучения

1. Чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки). Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

 Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

подборка пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о цене, о купле-продаже, о бережливости, о товаре.

2. Логические и арифметические задачи-шутки (вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям).

Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму

Игровые упражнения для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

3. Практические методы – например, сбор семян, затем расфасовка и определение стоимости полученного продукта.

4. Беседы с людьми – представителями разных профессий.

5. Экскурсии в магазины – наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей.

6. Сюжетно-ролевые игры «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Банк», «Семья»и др.

7. Дидактические игры («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»)

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Методы, используемые на занятиях:

словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка

наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в ДОУ и семье;

Участие в работе по экономическому воспитанию детей в ДОУ (ярмарки, праздники, конкурсы);

Организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи. 

Родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным  возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);

Индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.).

Анкетирование

Анкетирование для родителей

1. Обсуждаете ли вы с ребенком бюджет семьи?

2. Рассказываете ли вы ребенку о своей работе?

3. Даете ли вы ребенку «карманные» деньги?

4. Кем по профессии вы видите своего ребенка?

5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Маленький предприниматель».

2.2.Содержание учебного плана.

Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса

Перспективный план  ОП ДО   «Хочу быть предприимчивым»

(подготовительная к школе группа)

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Знакомство с самим собой. Это Я!

Рисование автопортрета в разных эмоциях. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.5, 7 , Л.Я. Береславский с.29 Чтение «Что такое хорошо? И что такое плохо?» Обсудить ,что дети о себе думают(положительные и отрицательные качества)

2

Радость. Что такое мимика.

Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Подготовительная к школе группа. с.28 Различать по мимике радость

3

Я хочу порадовать друга

Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Подготовительная к школе группа. с.49

4

Что такое справедливость?

Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Подготовительная к школе группа. с.60

ОКТЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Мы учимся преодолевать трудности

Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Подготовительная к школе группа. с.82

2

Потребности

Показать ребенку, что экономические потребности удовлетворяются купленными товарами. - Обсуждение проблемы: Что надо сделать, когда человек голоден?

3

Что мне нравится больше всего

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.8.9

4

Что у меня получается лучше всего

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.10 Л.Я. Береславский с.34

НОЯБРЬ

1

Потребности (занятие2)

У человека много потребностей: в общении, еде, питье, одежде, обуви и он выбирает, что важнее. Выяснение: Нужны ли детям потребности? Откуда берутся вещи? Кто оказывает услуги?

2

Семейный бюджет

Шведова И.Ф. Азбука экономическая для детей и взрослых Игра – занятие: «Семейный бюджет: «доход - расход» (модели: «Доход», «Расход», «Семейный Бюджет».

3

Дневник моих и чужих ошибок

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.11,12

 Д/и «Закончи фразы» Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.13

4

Понятие Экономика

Дать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности

ДЕКАБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Выгода

Шведова И.Ф. Азбука экономическая для детей и взрослых Чтение В. Сутеев «Мешок яблок»

2

Профессии

Профессия – название работы, которую выполняет человек. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников с. 4

3

Производители и ресурсы

Обсуждение: откуда берутся продукты питания (лес, море, поле); люди каких профессий производят товары и какие капитальные ресурсы надо для их производства.

4

Труд

Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе»

ЯНВАРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Профессии (занятие2)

Профессия – название работы, которую выполняет человек. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников с. 5

2

Просьба – это серьёзно

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.17-18

3

Учимся общаться и произносить речи

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.15-16

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.19-20

ФЕВРАЛЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Деньги счет любят

Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».Денежная единица Шведова И.Ф. Азбука экономическая для детей и взрослых

 Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.21-22

2

Профессии (занятие3)

Профессия – название работы, которую выполняет человек. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников с. 6

3

Подарок с условием

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.23-24

4

Точка зрения

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.25-26

МАРТ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Все профессии важны, все профессии нужны.

Кому что нужно для работы Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников с. 7.11.12.13

2

Предприимчивый и предприниматель-это…

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.27-29

3

Бартер

Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Бартер – это обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – это средство обмена. Рынок – это обмен товарами.

4

Главное - иметь идею

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.35-36

АПРЕЛЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Собственность

Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Познакомить  детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

2

Поговорим на «тарабарском языке»

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.31-32

3-4

Реклама

Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.41-42

Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе».

МАЙ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Путешествие в прошлое денег

ООД Приложение 1

2

Первые экзамены предпринимателя

Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. с.44

3

Бережливость дороже богатства

Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

Знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать

4

Бизнесмен

Чтение и обсуждение Я. Корчак «Маленький бизнесмен»

III. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты освоения ОП «Хочу быть предприимчивым» 2020-2021уч.гг.

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Владение навыками культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми

Знание названий денежных единиц разных стран

Знание профессий, связанных с предпринимательством и экономикой

Знание основных экономических понятий

Умение обдуманно принимать решение

Умение отстаивать свою точку зрения

Охотное выполнение трудовых поручений

Общее количество баллов

Уровень развития

с

к

с

к

с

к

с

к

с

к

с

к

с

к

с

к

с

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Уровни развития:   1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты;  2 уровень – отдельные компоненты не развиты  3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития. 

Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12  балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития;  7  -0   балла – 1 уровень развития.

Уровни освоения дополнительной образовательной программы  «Хочу быть предприимчивым».

Высокий уровень-

Ребенок знает основные экономические понятия, профессии, связанные с экономикой и предпринимательством, названия денежных единиц разных стран и различает их. Проявляет интерес к экономическим играм. Свободно владеет навыками культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Проявляет самостоятельность в принятии обдуманных решений. Охотно выполняет трудовые поручения. Проявляет творчество, воображение в сюжетно- ролевых играх. Речь развита. Умеет составлять рассказ о своей будущей профессии.

Средний уровень-

Ребенок имеет представление об основных экономических понятиях, о профессиях, связанных с экономикой и предпринимательством. Знает названия денежных единиц разных стран, но не различает их. Не проявляет самостоятельный интерес к экономическим играм. Владеет навыками культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Решение принимает спонтанно. Неохотно выполняет трудовые поручения. Проявляет творчество, воображение в сюжетно- ролевых играх. Речь развита. С помощью взрослого составляет рассказ о своей будущей профессии.

Низкий  уровень-

Ребенок недостаточно знает основных экономических понятий, профессии, денежных единиц разных стран. Не  проявляет должного интереса к экономическим и сюжетно-ролевым играм. Владеет навыками культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми, но не проявляет их самостоятельно. При активной помощи взрослого, может выполнить трудовое поручение. Речь развита недостаточно. С трудом, даже при помощи взрослого, может составить рассказ о своей будущей профессии.

Низший уровень -  

Ребенок не знает основных экономических понятий, профессии, денежных единиц разных стран. Не  проявляет интерес к экономическим и сюжетно-ролевым играм. Не владеет навыками культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Не проявляет творческих способностей. Не может составить рассказ о своей будущей профессии.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
  • ООД Путешествие в прошлое денег
  • Выставка детских поделок
  • Фотовыставка семейных газет «Все профессии нужны- все профессии важны»

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1.Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер – 1 шт.
  2. Мультимедийная доска – 1 шт.
  3. Видеопроектор – 1 шт.
  4. Музыкальный проигрыватель – 1 шт.
  5. Карточки, задания по темам.
  6. Дидактические игры .

4.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение.

  1. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предриимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: 2004г.
  2. Шведова И.Ф. Азбука экономическая для детей и взрослых. – М.: East-West, 1992.- 64с.
  3. Береславский А.Я. Интеллектуальная мастерская. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 96с.
  4. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
  5. Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
  6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М. «Линкас-Пресс», 2000.
  7. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  8.  https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-malenkii-predprinimatel.html.
  9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  10. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2  
  11.  https://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/ruskie-poslovicy-i-pogovorki-pro-berezhlivost.html
  12. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.
  13.  Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.
  14. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.
  15. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  16. Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 104с.

 

Приложение 1

Конспект ООД «Хочу быть предпиимчивым»

Тема: Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег.

Задачи: развивать представление детей о понятии «деньги», об их назначении, источник е происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не дает, историей возникновения денег.

Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

Дидактический наглядный материал: несколько современных монет и купюр, презентация «Путешествие в прошлое денег», фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия:

1 часть: Беседа с детьми «Зачем нам нужны деньги». Уточнить представление детей о деньгах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я Вам сегодня принесла. (показывает монеты и купюры). Что это?

Ответы детей: Деньги.

Воспитатель: Правильно, деньги. А зачем они нам нужны?

Ответы детей: Что бы ходить в магазины, что-то покупать.

Воспитатель: Правильно. А мы сможем без них прожить?

Ответы детей: Нет. Мы не сможем ничего покупать.

Воспитатель: А давайте их с Вами рассмотрим внимательно. На деньгах есть рисунки, надписи. Деньги еще называют денежными знаками. Скажите, пожалуйста, из чего делают деньги?

Ответы детей: из золота, из бумаги, металла.

Воспитатель: Вот мы с Вами и разобрались, что такое деньги. Деньги – это бумажные и металлические знаки, которые нужны, чтобы покупать товары. Давай повторим вместе, что такое деньги.

Повторяем вместе с детьми.

Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги - называют купюрами. Давайте повторим вместе.

Повторяем вместе с детьми.

Воспитатель: А металлические деньги – называют монетами. Давайте повторим вместе.

Повторяем вместе с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, деньги были всегда?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте, я Вам расскажу историю о том, как появились деньги. Усаживайтесь поудобнее, мы с Вами отправляемся в путешествие прошлое денег.

2 часть. Показ презентации ««Путешествие в прошлое денег»

Слайд №1

Слайд 2. Вот посмотрите, как жили древние люди.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Воспитатель: Деньги продолжают изменяться со временем, поэтому они делятся на старинные и современные. Как Вы думаете, можно ли на старинную монету или купюру купить что-то в магазине?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, нельзя. На следующем занятии мы с Вами познакомимся с современными деньгами нашей страны и других стран.

3 Часть. Дидактическая игра «Изобретаем деньги будущего»

Воспитатель: Какими Вы представляете деньги будущего? Из чего они будут? Какой формы? Что на них будет изображено? Как они будут называться?

Дети фантазируют и отражают свои предложения на бумаге.

После того, как дети нарисовали, они рассказали про свои изобретения.

                                                           

Пословицы и поговорки о бережливости

Бережливость. Русские пословицы и поговорки для детей и взрослых

Алтын серебра не ломит ребра.

Без копейки рубля нет.

Береги денежку про черный день.

Береженая вещь два века служит.

Бережливого коня и зверь в поле не берет.

Бережливость дороже богатства.

Бережливость лучше прибытка.

Бережливость не скупость.

Бережливость — это те же деньги.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Была кучка — стал ворошок.

Запас человека не портит.

Добрый хозяин — господин деньгам, а худой — слуга.

И медведь из запасу лапу сосет.

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Лучше скуповато, чем мотовато.

Мука не мука, а бережливость — наука.

Не деньги богатство: бережливость да разум.

Не кидай ломаного шкворня: на чеку пригодится.

По одежке протягивай ножки.

Прибыль в людях, а бережливость в своих руках.

Прибирай остаток — меньше будет недостаток.

Пушинка к пушинке — выйдет перинка.

Рубль — трудовой, потому и дорогой.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу.

Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.

Чего маленько, того кроши меленько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»

Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)

      Данная  программа дополнительного образования  имеет художественно-эстетическую направленность....