«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
статья

Мартыненко Ирина Геннадьевна

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс.

    В психолого-педагогическом словаре, нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

 Это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

   Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

    Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению.

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

    Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы  четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют: сказка, игра, творческое задание, труд, человеческая деятельность, природа, общение как со сверстниками, так и со взрослыми, коллектив.

     

Механизм нравственного становления личности

    Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

        В  работе по социально-нравственному воспитанию  желательно придерживаться следующих принципов:

- активно поддерживать стремление детей к прекрасному, воспитывать в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Необходимо, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;

- формировать способность детей к самообучаемости. Развивать умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

- формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;

- занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, необходимо вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

Психофизиологические основы к драматизации:

   Подготовка к инсценировке сказок в разных группах детского сада будет различаться. Это зависит от особенностей развития детей.

  Так, в средней группе во время драматизации большее внимание стоит уделить двигательной активности. При работе с детьми 4-5 лет не следует перегружать сценарий драматизации длинными репликами персонажей. Детям средней группы необходимо умеренное сочетание речевой и двигательной деятельности. Инсценировка может включать в себя подвижные игры, танцевальные движения под музыку, хороводы.

   У дошкольников происходит активное формирование личности. Несмотря на достаточно выраженную самостоятельность ребенка, он пока еще не может четко разграничивать положительные и отрицательные последствия своих поступков. В этом он ориентируется на окружающих его людей.

Нравственные основы развиваются при анализе ребенком действий и поступков взрослых. В возрасте 4-5 лет дети начинают стремиться  к общению со сверстниками. Удовольствие доставляют парные или коллективные игры.

   Таким образом, физиологические и психологические особенности детей позволяют успешно использовать драматизацию сказок в средней группе ДОУ.

   Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.

   Важным условием успешности работы по данному направлению является также создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе можно организовать уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащается разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и другие. Могут иметься элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п.

    Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведения обуславливается задачами социально-нравственного воспитания и осуществляется по следующим принципам:

– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

– богатый и яркий иллюстративный материал.

    Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций  можно разделить на 2 этапа.

    На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, используются  такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.

    На II-м этапе основное внимание  уделяется непосредственно игре-драматизации, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. При распределении ролей необходимо учитывать желания и интересы детей, а также можно использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок.

    Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре- драматизации могут  участвовать  все дети, даже самые застенчивые.

   Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.

Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые  используются  для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

   Л.В. Артемова  отмечает, что тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»

«Нравственное воспитание детей дошкольного возрастапосредством игровых этических бесед»...

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»...