«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
посредством игровых этических бесед»
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающим служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать плохое и хорошее.
Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающим и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения.
В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения.
В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.
Нравственное формирование дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий;
*гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребёнку;
*чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
*создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные отношения.
Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда должен учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.
Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников.
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются игровые этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.
Беседу готовит, проводит и направляет взрослый, в процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:
*постановки понятных тем детям и практически важных для них вопросов.
*подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес детей, привлечь их
внимание.
*поощрение активности детей, их стремление принять участие беседе.
Этическая беседа помогает детям обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли и переживания), на мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и плохих поступках. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчинятся правилам, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров ввиде игровых этических бесед.
В ходе этических бесед педагог стремиться решить следующие задачи:
*помочь детям видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий,
понимать их суть.
*дать представление о нравственной стороне человеческих взаимоотношений.
*способствовать обобщению и накоплению положительного отношения к образам
героев совершающих добрые поступки.
*помочь сформировать умение оценивать поступки не только людей, но и свои.
*учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по подачи материала. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоционально содержательным, ярким, например: небольшой отрывок из рассказа, мультфильма, стихотворение, песенка или игра. Можно так же в конце беседы предложить детям нарисовать рисунок, так как творческие работы детей повышают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки можно использовать как памятку в соблюдении и запоминании тех или иных правил.
Материалы для проведения игровых этических бесед детей дошкольного возраста.
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в обращении. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения конкретным примерам, игровые ситуативные беседы и образы литературных героев помогают освоить эти правила.
«Вежливость»
«Чего не знал Петя?»
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова:
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
Воспитатель должен продумать и задать детям вопросы так, чтобы дети сами, обдумывая и осмысливая, придумали и сказали, как помочь мальчику.
«Вежливая просьба»
В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому - либо с просьбой.
Воспитатель предлагает послушать и обсудить рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»
«Ещё один секрет вежливости»
В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что обращаться к окружающим нужно спокойно, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Воспитатель предлагает инсценировать сцену из сказки «Двенадцать месяцев» (как королева просила шубку у девочки на поляне).
«Семья»
В беседах по этой теме воспитатель помогает осознать детям, что семья, родители – самые близкие для них люди и даже самым близким следует говорить вежливые слова.
«Мама»
В ходе беседы воспитатель даёт детям представление о семье, о важной роли мамы в семье. Педагог предлагает прослушать рассказ М. Зощенко «Показательный ребёнок»
Ориентируясь на этот рассказ, дети рассказывают о своих семьях.
«Как дети могут заботиться о взрослых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Мастер класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...