Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
календарно-тематическое планирование ( группа) на тему

Вся работа представлена тремя направлениями:

  • совместная деятельность с воспитанниками;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социальными институтами села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vzaimodeystviya.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и

культурой родного края

Перспективный план по приобщению детей к истории и

русской народной культуре

Тема, цель

Содержание

Сроки проведения

Вторая младшая группа

1.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: Знакомство с огородом детского сада.

  1. Сбор урожая, выкапывание репки.
  2. Знакомство с русской народной сказкой «Репка».

Октябрь

2.

«Милости просим, гости дорогие!»

Цель: Первое посещение детьми

избы и знакомство с Хозяином Кузей.

  1. Знакомство с «Горницей», ее хозяином.
  2. Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

Ноябрь

3.

«Котик, котик,

поиграй»

Цель: Знакомство с  потешкой про котика.

«Заюшкина избушка»

  1. Дидактическое упражнение «Похвали котика».
  2. Игра с котенком в катушку на ниточке.

Декабрь

4.

«Девочка и лиса» Цель: Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса»

  1. Игра «Кто позвал».
  2. Рассматривание книжек-малышек по произвениям русского фольклора.

Январь

5.

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Цель: Знакомство детей с рукомойником.

  1. Разучивание потешки «Водичка-водичка».
  2. Игра «С гуся вода, а с Ванечки худоба».

Февраль

6.

«Идет коза рогатая»

Цель: Знакомство детей с животным коза.

  1. Разучивание потешки «Идет коза рогатая».
  2. Подвижная игра «Козлята и волк».

Март

7.

«Волк и семеро

козлят»

Цель: Знакомство со новой сказкой.

  1. Повторение потешки «Идет коза рогатая».
  2. Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
  3. Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Апрель

8.

«Хозяюшкины помощницы»

Цель: Знакомство детей с предметами обихода: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска, веник.

  1. Посещение «Горницы», рассматривание предметов обихода.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Подвижная игра «Кто быстрее донесет водичку».

Май

Средняя группа

1.

«Сорока белобока кашу варила»

Цель: Повторение с детьми предметов русского обихода, знакомство с глиняным горшком.

  1. Повторение потешки «Сорока белобока».
  2. Посещение «Горницы», рассматривание глиняной посуды: горшки большие и маленькие; знакомство с ухватом.
  3. Русская народная игра «Горшки».

Сентябрь

2.

«Бычок-смоляной бочок»

Цель: Знакомство со сказкой «Бычок-смоляной бочок»

  1. Знакомство с домашними животными: корова, бычок.
  2. Чтение сказки.
  3. Игра «Далеко-далеко…»

Октябрь

3.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: Обогащать представления детей об овощах и фруктах.

  1. Загадывание загадок об овощах и фруктах (7-8).
  2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
  3. Разучивание потешки «Наш козел».

Ноябрь

4.

«Здравствуй,

Зимушка-Зима!»

Цель: Дать детям представление о природе зимой, о детских забавах.

  1. Загадки о зиме, морозе, льде.
  2. Слушание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
  3. Знакомство с народными поговорками о зиме.

Декабрь

5.

«Сею,сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Цель: Знакомство с празднованием прихода Нового года на Руси.

  1. Знакомство с традициями празднования зимних Святок на Руси.
  2. Разучивание колядок.
  3. Просмотр мультимедийной презентации «Святочные гулянья».

Январь

6.

«Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая»

Цель: Знакомство детей с праздником Масленицы.

  1. Знакомство с календарем масляничной недели.
  2. Слушание русской народной песни «Ой, блины, блины, блины».
  3. Заучивание масляничных закличек.

Февраль

7.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Цель: Дать детям представление о роли матери в жизни каждого человека.

  1. Беседа о маме.
  2. Дидактическая игра «Подбери ласковое слово о маме».
  3. Знакомство с пословицами и поговорками о матери.

Март

8.

«Жаворонки, куличи»

Цель: Знакомство детей с народным календарным праздником «Сороки».

  1. Знакомтсо детей с перелетными птицами родного края.
  2. Загадывание загадок, пословицы и поговорки о птицах.
  3. Развлечение «Жаворонки, куличи».

Апрель

9.

«Времена года»

Цель: закрепить представления детей о чередовании времен года, о приметах.

  1. Рассказ о временах года с использованием календаря и загадок.
  2. Повторение закличек, песенок о временах года.
  3. Слушание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Май

Старшая разновозрастная группа

1

«Кто мы, откуда?

Где наши корни?»

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.

  1. Моя семья, мои близкие родственники.
  2. Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род.
  3. Рассматривание семейных фотографий.
  4. Изготовление семейного древа (родословное дерево).

Сентябрь

2.

«С новым урожаем!»

Цель: Способствовать формированию понятия о сочетании сезонного труда и развлечений , как о нравственной норме  жизни русского –народа.

  1. Знакомство с историей создания народного календаря.
  2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах, знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени, подготовка к выставке «Здравствуй, осень».
  3. Праздник «Осенины»
  4. У нас сегодня капустник!- развлечение( Знакомство с преданием появления капусты на земле, загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся, капустка», приготовление салата.
  5. Покров – первое зазимье - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня,.     наблюдение за погодой, знакомство с приметами поздней осени.

Октябрь

3.

«Древняя Русь»

Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду.

  1. Мы - русские.
  2. Откуда пошло название нашей Родины (Русь).
  3. Знакомство с древнерусской архитектурой.
  4. Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов.

Ноябрь

4

«Зимние святки»

Цель:

Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.

  1. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
  2. Изготовление обрядовых кукол.
  3. Разучивание колядок, игр к празднику.
  4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Декабрь

5

«Новый год на Руси»

Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.

  1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них.
  2. Рождественские встречи (Совместно с СДК, дети участвуют в общем празднике).
  3. Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие.
  4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Январь

6

«Весну красную встречаем»

Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

  1. Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси, познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.
  2. Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр, знакомство с приметами Сретенья.
  3. Чтение русской народной сказки « Как весна зиму поборола».
  4. Развлечение «Масленица широкая» (совместно с поселенческой библиотекой).

Февраль

7

«Весенние хлопоты»

Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы..

  1. «Онисим – овчарник» - Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку, рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из неё, вязание на спицах, рассказ о том, что делали раньше в этот день.
  2. Учимся величать мальчиков и девочек- добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга, хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики спортивными достижениями.
  3. Прилетите, жаворонки, к нам-знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника, работа с солёным тестом –делаем жаворонков.

Март

8

«Преданья старины далёкой»

Цель:

На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр диафильмов.
  3. Рассматривание и обсуждение картин В.Васнецова «Богатыри».
  4. Изготовление боевых доспехов из картона.

Апрель

9

«Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества,

познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.

  1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
  2. Про отцов и дедов помнить от века завещано: беседа о празднике Победы, о родственниках и односельчанах, погибших в годы войны, рассматривание фотографий из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры, экскурсия к вечному огню.
  3. Встреча с жителями села- детьми ВО войны.

Май

10

«Белая береза любимое на Руси дерево».

Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).

  1. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки.
  2. Праздник русской берёзки (совместно с СДК).
  3. Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма( понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами.
  4. О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин).

Июнь

11

«К худой голове своего ума не приставишь».

Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

  1. Беседа об уме и глупости (на примере пословиц и поговорок, игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай пословицу по рисунку»).
  2. Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках), викторина по содержанию знакомых сказок.
  3. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», словесная игра «Филя и Уля».

Июль

12

«Играем в забытые детские игры»

Цель: развивать интерес к русским народным играм.

  1. Знакомство с разными видами жеребьевки.
  2. Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций.
  3. Игры старинные, детские, изготовление оборудования для различных игр.
  4. Знакомство с играми  Белгородского края.
  5. Развлечение «Весёлая шкатулка».

Август

План работы с родителями воспитанников

№ п/п

Название и тема мероприятия

Цель мероприятия

1.

Родительские собрания: «Растим достойных граждан великой страны», «Родители – первые воспитатели ребенка», «Что должен знать ребенок об истории и культуре родного края».

Развивать представления родителей об использовании замечательного опыты наших предков в воспитании подрастающего поколения.

2.

Цикл занятий в школе- студии «Истоки»:

  1. «Мы дети великой страны»
  2. «Без прошлого нет будущего»
  3. «Мой Белый город»
  4. «Праздник русской рубахи»

Познакомить с планом проведения мероприятий и с их тематикой, наладить межличностные отношения родителей; формировать представления о традициях календарных народных праздников; развивать желание принимать участие в праздничных мероприятиях; Повышать педагогическую культуру родителей в процессе привития детям знаний об истории и культуре родного края.

3.

Оформление творческих выставок: фотовыставка «Дочки-матери», «Моя папа - солдат», сотворчество работы детей и родителей «Осенние фантазии», «Пасхальный звон», книжки – малышки по произведениям устного народного творчества, «Берегите первоцветы».

  • Дать представления о роли матери в семье, исходя из старинных преданий.
  • Прививать любовь к природе родного края, родителям.
  • Формировать представления о традициях календарных народных праздников.

4.

Цикл консультаций: «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Пословица не мимо молвится», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми».

  • Развивать представления родителей об использовании русских пословиц и поговорок в общении с детьми.
  • Повышать педагогическую культуру родителей, культуру речевого общения с детьми.

5.

Папки-передвижки, информационные стенды: «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников»

Дать полное представление о народном календаре; традиционных русских праздниках.

6.

Родительская гостиная «Незаслуженно забытые игры»

Способствовать развитию интереса родителей к использованию в игровой деятельности детей русских народных игр.

7.

Выпуск стенгазеты «Сельская мозаика», «Семейный калейдоскоп».

Развивать интерес родителей к людям, живущим рядом: соседям, односельчанам.

8.

Совместные праздники, посиделки – «Осенние посиделки», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Праздник русской березки».

Приобщать родителей к участию в традиционных народных праздниках.

9.

Оформление альбомов: «Рецепты традиционной русской кухни», «Я и моя семья», «Этих дней не смолкнет слава», «Мой Белгородский район».

Конкретизация знаний детей в совместной деятельности с родителями о родном крае, семье и семейных традициях, о традиционной народной кухне.

План работы с социальными институтами села Головино

Название мероприятия

Тема мероприятия

Участники

1.

Занятие для родителей в школе- студии «Истоки»

«Мы дети великой страны»«

Родители, воспитатели совместно с СДК

2.

Занятие для родителей в школе- студии «Истоки»

«Без прошлого нет будущего»

Родители, дети старшей группы, работники библиотеки, худрук СДК, зам. директора по воспитательной работе Головинской школы

3.

Праздник по народному календарю

.Рождественские встречи

Родители, воспитатели совместно с СДК

4.

Занятие в школе- студии «Истоки»

«Мой белый город»

Родители, заведующий читальным залом Головинской библиотеки

5.

Праздник по народному календарю

«Масленица широкая»

Родители, дети, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой

6.

Занятие в школе- студии «Истоки»

«Праздник русской рубахи

Родители, дети старшей группы, худрук СДК,зам. директора по воспитательной работе Головинской школы

7.

Интересные встречи

 «Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Дети, родители, воспитатели совместно с СДК

8.

Народный праздник

«Праздник русской берёзки»

Дети, родители, воспитатели совместно с СДК

9.

Развлечение для детей

«Весёлая шкатулка»

дети старшей группы, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями».

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родн...

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

Если скажут слово “Родина”,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот....