«Применение настольной психологической игры «Опасности волшебного леса» (автор О.В.Хухлаева) в работе со страхами у детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Свежинцева Ирина Александровна

Игра направлена прежде всего на коррекцию разнообразных страхов у детей, а также на то, чтобы создать хорошее настроение, непринужденную атмосферу, помочь детям наладить контакт со взрослыми и между собой.

В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами и получает над ними контроль, кроме того, страхи становятся смешными и веселыми, перестают быть пугающими, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение, снижая значимость пугающих событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon primenenie_igry_opasnosti_volshebnogo_lesa.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОПАСНОСТИ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА» ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовили: Свежинцева Ирина Александровна, педагог-психолог МБДОУ №46 «Вишенка» Карцева Алена Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «Котовский ДС «Облачко»

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Автор игры – Хухлаева Ольга Владимировна Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, практикующий психолог и автор множества книг по детской психологии.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИГРЫ И ЗАДАЧИ Цель – коррекция разнообразных страхов у детей дошкольного возраста. Игровой процесс ориентирован на: - создание непринужденной атмосферы; -оказание помощи детям наладить контакт со взрослыми и между собой; - коррекцию страха смерти и защитной агрессии; - коррекцию социальных страхов, деструктивного поведения; - снижение боязни самовыражения, демонстративности. Количество участников : 2-6 чел Возраст: от 5 лет

Слайд 4

СТРАХИ ДЕТЕЙ Чаще всего дети боятся: темноты, монстров и чудовищ, оставаться дома одному и т.д. – глобальный страх смерти; негативной оценки со стороны окружающих, порицания, несоответствия социальным нормам, различных ошибок – социальные страхи; раскрывать свой внутренний мир, проявлять себя – страх самовыражения.

Слайд 5

Не новость, что эмоции ни в коем случае нельзя запирать. Это приводит к неврозам и психосоматическим болезням. Но, к сожалению, устанавливая детям правила (не бегай, не кричи, не плачь, не ной, не бойся, хватит скакать, не злись и т.д.), таким образом эмоции часто остаются внутри, а потом выходят неуместно или гипертрофированно. Эта игра дает разрешение на любые эмоции, и этим самым расслабляет ребенка, помогает преодолеть страхи и зажимы. Игра позволяет ребёнку поделиться своими эмоциями, раскрыть блоки. ЭМОЦИИ

Слайд 6

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ОПАСНОСТИ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА» * Все задания воспринимаются как игра, что снижает напряжение и тревожность, расковывает ребенка. * Процесс работы побуждает любопытство ребенка. * Создает атмосферу доверия. Детям легче наладить контакт со взрослыми и другими детьми. * Развивают эмоциональный интеллект. * Развивают творческое начало.

Слайд 7

ПЕРСОНАЖИ ИГРЫ Злюкодав –разрешает злиться, раздражаться, ругаться Бояськин – боится и пугает других Добролина – добрый гном, всех благодарит любит и говорит комплименты Неправин – делает все наоборот, балуется Поболтушка – улыбаться и рассказывает истории – Смехотун – хихикает от души и смешит других

Слайд 8

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Слайд 9

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Слайд 10

ОПИСАНИЕ ИГРЫ «ОПАСНОСТИ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА» Ведущий (взрослый) обязательно участвует в игре (наравне с другими игроками). В комплект входит: игровое поле, карточки с заданиями для игроков, дополнительные карточки с персонажами (отдельный лист), кубик, фишки для игроков, инструкция памятки для ведущего и для игроков. Вас ждет путешествие в волшебный лес полными опасностей и загадок. В нем хозяйничает 7 гномов, каждый из них приготовил свои задания и не пропустит дальше если их не выполнить. Победит тот кто выйдет первым из леса преодолев все препятствия на своем пути.

Слайд 11

Каждый участник выбирает фишку и кладет ее на поле старта. Игроки по очереди кидают кубик и передвигаются по полю в соответствии с выпавшим на кубике значением. Оказавшись на клетке с гномом игрок вытягивает карточку с его изображением. Под карточкой 6 заданий, нужно выполнить под тем же номером что выпал на кубике. Игрок может отказаться выполнять задание, тогда он возвращается на клетку на которой стоял раньше и передает право хода следующему игроку.

Слайд 12

Для придания динамичности на поле есть красные стрелки для перемещения в перед и синие стрелки для перемещения назад. Кроме того по дороге встречаются клетки на которых нет гномов. Попадая на них игрок может передохнуть, как именно покажет символ на клетке. Гантелька - приглашает подтянуться и сделать небольшую зарядку, солнышко -вспомнить о чем то приятном, а спящий кот - закрыть глаза и расслабиться. Игра продолжается до тех пор пока один из игроков не дойдет до финиша.

Слайд 13

В зависимости от того какие страхи представлены у детей в большей степени вы можете увеличивать количество заданий того гномика, с которым связаны проблемы ребенка (для этого есть дополнительные карточки). Получается, игра - это такое пространство, где ребенка не поругают за то, что он кричит, рвет бумагу, злится и топает ногами или боится темноты. На это всё ребенку дается разрешение, и даже поощряется. Так же мы показываем ему, что он не один в своих переживаниях, показываем пример как можно выражать эмоции.

Слайд 14

ДОПОЛНЕНИЯ ИГРЫ Коррекция социальных страхов и стремления к нарушению правил: Неправин Злюкодав Смехотун Коррекция страхов, связанных с любыми формами самовыражения , склонности к демонстративности Поболтушка Злюкодав Неаправин

Слайд 15

ДОПОЛНЕНИЯ ИГРЫ Коррекция страхов и защитной агрессии добавляем карточки со: Злюкодавом Бояськиным Смехотуном закрыв ими клеточки Неправина, Поболтушки Добролины

Слайд 16

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С удовольствием применяем ее в психологической практике в условиях детского сада. Для работы в небольших группах (до 5 игроков, кроме ведущего). Самое главное - есть положительный результат от ее использования. Например, если ребенок чего-то боится, то в игре он сам будет всех пугать, чувствовать себя смелым и сильным.

Слайд 17

Если ребенок зажат, то задания, где надо баловаться, шутить и хохотать помогут ему раскрепоститься. Детям очень нравится и играют они с удовольствием. Отлично подходит для гиперактивных детей. Даёт возможность избавиться от негативных эмоций.

Слайд 18

Как один из возможных вариантов использования в практической работе возможно начать игру так: в небольшой коробочке лежат маленькие игрушки (животные, человечки и т.п.) выберите, кем вы сегодня будете. Мы бросаем кубик и своей фигуркой делаем ход.

Слайд 19

В групповой работе с детьми мы применяем не только для коррекции страхов, но и для изучения эмоций: как могут проявляться разные эмоции, что чувствуют другие люди при их проявлении. Стеснительные учатся раскрепощаться, мрачные учатся смеяться и говорить комплименты, неразговорчивые - выражать мысли.

Слайд 20

В практической работе с детьми можно отметить следующее: Бояськин- позволяет индефецироваться с объектом страха и его переосмыслить, страх становится смешным, как правило дети смеются. Злюкодав – когда есть страх, есть и подавленный гнев. Ребенок со страхами гнев, как правило проявлять не умеет. Помогает в работе со страхами. Смехатун- помогает снять напряжение. Поболтушка- полезны для застенчивых детей, у кого есть дефицит общения. Добролина- многие детки не умеют говорить комплименты. Дает уверенность в себе, повышение самооценки, настроения, доверия в отношениях. Неправин- для тех кто любит и не умеет нарушать правила.

Слайд 21

Работая в детском саду, мы и в дальнейшем планируем использовать психологическую игру «Опасности волшебного леса» в индивидуальной работе при коррекции страхов, таких как боязнь самовыражения, социальные страхи, при работе с гиперактивными, тревожными, агрессивными, обидчивыми и зажатыми детьми. На празднике без игрового поля, выполняя задания смехотуна. А также использовать в групповой работе для изучения эмоций, карточки с персонажами и заданиями к ним без игрового поля. Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Слайд 22

Очень советуем эту игру всем психологам, работающим с детьми и, разумеется, родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...

Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада  показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с п...