«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Груздева Наталья Викторовна

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с проблемой обновления методов и приемов работы с детьми. Для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях нужно оптимизировать свою работу и вносить новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с проблемой обновления методов и приемов работы с детьми. Современные, «компьютеризированные» дети с трудом удерживают внимание в процессе непосредственной образовательной деятельности. Их внимание привлекают яркие, часто меняющиеся картинки. Усвоение речевой информации на слух очень затруднено. Отсюда возникает следующая проблема – трудности воспроизведения полученных знаний. Особенно это выраженно у дошкольников с ОНР.

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. У таких детей неустойчивое внимание, отмечаются трудности перехода с одного вида деятельности на другой, нарушены процессы саморегуляции, снижен объем запоминания, страдает процесс воспроизведения информации, словарь как пассивный, так и активный значительно отстает от возрастной нормы, нарушено звукопроизношение. Также дети не умеют согласовывать слова в предложении, присутствуют стойкие нарушения связной речи. Как правило, ребенок с нормой в речевом развитии легко адаптируется в детском саду и не испытывает трудностей в общении. Невнятная же речь ребенка затрудняет его взаимоотношения как со сверстниками, так и с педагогами.

Таким образом, перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из их жизни.

В работе учителя-логопеда большую роль играет наглядный материал. Он усваивается детьми лучше вербального. Это сокращает время обучения и позволяет решить следующие задачи: развитие основных психических процессов (память, внимание, воображение, мышление), развивает звуковую культуру речи, обобщает активный словарь, закрепляет навыки словообразования, формирует и совершенствует умения использовать в речи конструкции предложений, формирует связную речь.

 Для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях нужно оптимизировать свою работу и вносить новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений.

Одним из таких методов является метод интеллектуальных карт.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод развития речевых способностей детей, их интеллекта и мышления. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления.

  Этот метод был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          

Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                    

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.     

Для составления карт есть ряд требований:

  • Лист располагается строго горизонтально.
  • Главная идея находится в центре листа.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.                                                                                                      
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.).                                          
  • Каждая мысль обводится в разный цвет.

Рассмотрим на примере рисования карты на тему «Зима».

В карте есть главная тема, центральное понятие: зима. Поскольку дети ещё не умеют читать и писать, то используем картинки. В центре листа располагаем картинку зимы. Далее стрелочками рисуем ответвления. Например, какие природные явления бывают зимой? Это снегопад, гололёд, мороз, метель. Какие есть зимние месяцы? Декабрь, январь, февраль. Для каждого месяца выбираем ассоциации. В декабре- Новый год, в январе -Рождество, в феврале -день пап, 23 февраля. Какую одежду носим зимой? Тёплую куртку, тёплые штаны, шапку, шарф, варежки, сапоги, носки. Какие есть зимние забавы? Можно лепить снеговика, кататься на лыжах, на коньках, кататься с горки, играть в снежки. Какие происходят сезонные изменения зимой? Реки и озёра покрыты льдом, остались только зимующие птицы, зайчик и белочка поменяли свои шубки, на окнах мороз рисует узоры.

 

Также можно составлять карты с детьми подготовительной группы по обучению грамоте. Изучаем звук С. В середину помещаем букву Эс. Обозначаем, что звук не звонкий, а глухой. Рисуем перечёркнутый колокольчик. Дальше показываем, что звук может быть твёрдый и мягкий. Говорим о том, что как твёрдые, так и мягкие звуки могут быть в разной позиции слова: в начале, середине и в конце. Подбираем такие слова и наклеиваем картинки или рисуем. Можем показать, что слова могут состоять из одного слога, двух, трёх и т.д слогов. Также подбираем картинки.

Аналогично составляем карты по дифференциации звуков С З, на звук Л, на гласные звуки итд.

Такие карты хорошо применять по лексическим темам. В результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней.

Ещё в своей работе с детьми  очень часто использую технологию критического мышления, которая называется «Корзина идей». Дети очень хорошо воспринимают все составляющие этой технологии.

Этот прием решает следующие задачи:

  • Помогает выяснить, какие знания уже есть у детей по изучаемой теме.
  • Раскрывает в ребёнке стремление получать новые знания, узнавать их, делиться знаниями с товарищами.
  • Учит думать, мыслить, анализировать полученные знания, накапливать новые.
  • Дети учатся работать в парах, в группе.
  • Не боятся высказывать свое мнение.

(Слайд) «Корзину идей» применяю при календарно-тематическом планировании. В начале недели, при изучении новой лексической темы, я приношу корзину на занятие, для того, чтобы выяснить уровень знаний детей. Предлагаю каждому ребёнку положить в неё то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, вырезки из журналов, буквы, цифры, предметы и кладут в корзину. Если рассмотреть на примере лексической темы «Дикие животные», то можно увидеть дифференцируют ли дети животных на диких и домашних, знают ли названия детёнышей, где живут, чем питаются животные  и много другое. Обсуждаем. В течение недели дети узнают что-то новое и наша корзина пополняется с каждым занятием. Она остается с нами в течение всей недели. Этот прием накапливает знания.  

 В обобщающей беседе, перебираем содержимое корзины и подводим итог того, чему научились и что узнали нового.

Совместно с воспитателями дети закрепляли полученные знания. Они рисуют, разукрашивают, лепят из пластилина. Создают фигурки лесных жителей из бумаги, обыгрывают сюжеты из сказок с этими героями.

Почему я применяю технологию критического мышления и прием «Корзина идей»? Потому, что моя цель - подготовить детей к школе, повысить их самооценку, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Ещё один инновационный метод- использование различных компьютерных игр на логопедических занятиях. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. При использовании средств информационно-компьютерных технологий наиболее активно происходит процесс формирования и развития у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В процессе игры формируются и развиваются навыки учебной деятельности: познавательной активности, самоконтроля, мелкой моторики рук, координация психических процессов.

Использование информационно-компьютерной технологии происходит через  использование  интерактивной мультимедийной панели. Все манипуляции понятны – нужно лишь внимательно слушать задание, что несомненно способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти. В играх, на экране, используются крупные яркие картинки, живые объекты, буквы, оперируя которыми с помощью пальцев, дыхания, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» общения.  Когда ребенок, выполняя задание, касается экрана, он как бы «откликается» на прикосновение, словно живой. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать: наперегонки стараются отвечать, что способствует эффективной коррекционной работе.

В своей работе я использую компьютерные игры информационно-образовательного портала Мерсибо с программно-дидактическим комплексом «Логомер2». Это универсальный набор из 90 интерактивных игр и дидактических материалов для проведения диагностики, а также для индивидуальных и групповых логопедических занятий. Игры рассчитаны на детей от 2 до 10 лет.

Направление игр разнообразно и позволяет работать над всеми разделами коррекционной программы.  Игры используются как часть занятия или в качестве игрового тренинга для закрепления полученных навыков, преимущественно в подгрупповой и индивидуальной работе.

В содержании представлены:

  • Упражнения для артикуляционной гимнастики – набор из 27 анимированных       картинок.
  • Упражнения для дыхания и воздушной струи (8 игр).
  •  На фонематический слух (12игр).
  •  На неречевой слух (7игр).
  • Игры на звукоподражание (4 игры).
  • Задания на грамматический строй речи (6игр).
  • На слоговую структуру слова (5 игр).
  • Упражнения на звукопроизношение (16 игр).
  • Задания на связную речь (6 игр).
  • На моторику (3 игры).
  • Подготовку к чтению (9 игр).

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Ещё один метод, который использую на занятиях - СИНКВЕЙН технология.

Изначально синквейн возник в США, как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Валентина Михайловна Акименко в своей работе «Развивающие технологии в логопедии» определяет синквейн, как один из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат. Синквейн является одной их технологий развития лексико – грамматических компонентов речи.

 В переводе с французского синквейн – это пять строк. Логопед предлагает детям сочинить по определённым правилам пятистрочное нерифмованное стихотворение.

Правило составления синквейна:

  • В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Здесь пишется всего одно слово. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
  • Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
  • В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: Что делает?                                                                                                  В четвертой строке — пишется предложение или фраза, описывающее отношение к теме; фраза состоит из четырех-пяти слов.
  • Пятая строка – содержит в себе всего одно слово. Это ассоциация или  обобщающее слово, связанное с основной темой о котором говориться в синквейне.  Часть речи существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Учитывая особенности восприятия дошкольников, возникла необходимость понятного детям оформления синквейна.  Были разработаны шаблоны, которые наглядно показывают последовательность составления синквейна.

Поскольку дети дошкольного возраста не владеют названиями частей речи, для их обозначения используются символы, представленные в пособии Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н. «Логопедические задания для детей 6 – 7 лет».

Пример синквейна по лексической теме деревья:

  • рябина
  • Тонкая, кудрявая
  • Растёт, зеленеет, цветёт
  • Ягоды рябины любят снегири
  • дерево

Приступать к работе по составлению синквейна лучше на заключительных занятиях, когда дети успешно прошли этап предварительной работы. Их словарь наполнен основными понятиями по лексическим темам, расширен словами – признаками и действиями.

В своей работе я использую не только классическую подачу синквейна, но и «синквейны – загадки». Первое слово скрыто от детей, не произносится. Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

На сегодняшний день существует много интересных методик и технологий. Это и «Мозговой штурм», «Аналогии Синектика», «Кластер», «Хорошо - плохо?», «Морфологический анализ», «Простейшие приемы фантазирования». Обо всех этих и многих других техниках можно познакомиться в книге В.М. Акименко «Развивающие технологии в логопедии».

Подводя итог, хочется сказать, что занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
 «Создавайте идеи и реализуйте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...