Конспект по теме "Путешествие в слободу Дымково"
план-конспект занятия (старшая группа)

Хамидуллина Гульнара Рифкатовна

Конспект НОД по теме "Путешествие в слободу Дымково"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством  (дымковской росписью).

Задачи:

Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка).

Развивающая: развивать умение детей выделять характерные особенности дымковской росписи.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству.

Интеграция образовательной деятельности:

Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь).

- развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование).

- формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Материал: дымковские игрушки, образцы элементов жостовской, хохломской, городецкой дымковской росписи. Шаблоны дымковских игрушек (барышни, коня)

ТСО: мультимедиа установка (для просмотра презентации и фильма), магнитофон, диски с народными мелодиями.

Предварительная работа: просмотр презентаций по ознакомлению детей с изделиями дымковских мастеров, рассматривание дымковских игрушек, рассказ об истории создания дымковских изделий, просмотр иллюстраций по технологии изготовления народных игрушек, прорисовывание элементов дымковской росписи.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Ребята, давайте поприветствуем, друг друга добрыми словами (дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмем

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам предложить, отправится в путешествие.  Мы совершим путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев – мастеров Дымковской игрушки.

На чем же можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может мы отправимся  в путешествие на лодке? А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю. (Дети рассаживаются на стульчики, выложенные в виде лодки).

(Включается презентация)

Воспитатель: Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, на берегу реки Вятка стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было (слайд). Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели (слайд). А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались! (Слайд)  

А ещё в той деревеньке глина была красная (слайд)  И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках. (слайд ) Но особенно любили мастера лепить свистульки в виде птичек. (слайд )

Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб (слайд) Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушки назвали – Дымковские. (Слайд)

Весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску».  Все – от мала до велика, свистели в свистульки, зиму прогоняли, а весну славили. Пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями (слайд со свистом)

 Дети выходят «из лодки»

Воспитатель: Ребята, вот мы  с вами и добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев. (Дети подходят к дымковским игрушкам, рассматривают их)

Чуть жива от восхищенья!

Чудо всем на удивленье:

Барыни, коньки, утята,

Овцы, козы, индюшата,

Расписные даже хрюшки –

Царство глиняной игрушки!

Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек! Эти игрушки из Дымково. Значит они какие? (Дымковские). Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Нет, и не может, быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.  Ребята, вам нравятся эти изделия? Чем вам понравились эти игрушки? (они красивые, яркие, на них приятно смотреть, их приятно трогать руками)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие элементы росписи, использовали мастера для игрушки? (круги, точки, сетка, кольцо, прямые и волнистые линии).

Как вы думаете, что означали элементы, которыми расписывали игрушки? Ребята, как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце). А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле). Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающей человека. Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый). Какие это цвета, как про них можно сказать? (теплые, яркие, нарядные, веселые, праздничные). Дымковскую игрушку сначала покрывали белой краской. Предположите, что обозначает в игрушке белый цвет? (предположения детей)
Воспитатель:  Белый фон мастера взяли от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? ( Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками)

http://www.maam.ru/upload/blogs/5191f43b2b6476f68c08ec3f09d25619.jpg.jpg

А чтобы еще лучше разбираться в элементах дымковской росписи, я вам предлагаю поиграть  в игру «Найди дымковскую роспись» (дети выделяют из разных росписей (жостовской, хохломской, городецкой)  картинки с элементами дымковской росписи)

Воспитатель: Молодцы ребята (Справились с заданием).

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является бабушка Маланья. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.

(Подходят к дому стучат. Выходит бабушка Маланья в народном костюме)

Бабушка Маланья: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие будете?

(дети рассказывают)

Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковская игрушка. А ты что, бабушка, такая грустная?

Бабушка Маланья:  Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смогла расписать только одну игрушку. Очень опечалена по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Я из-за своей болезни стала невнимательной и перепутала все свои узоры, которые  нарисовала раньше.  А так как я плохо вижу, не могу их правильно собрать.   Помогите мне, пожалуйста, собрать элементы дымковской росписи.

Воспитатель: Ну, ты бабушка Маланья,  не печалься, ты мы тебе поможем.

(Игра «Сложи из частей - целое»).

Воспитатель: бабушка Маланья, раз ты здесь самая умелая мастерица, не расскажешь, как делаются дымковские изделия?

Бабушка Маланья: Не просто расскажу, а даже фильм покажу. (Показывается фильм с этапами создания дымковской игрушки).

Воспитатель: Спасибо, бабушка Маланья. Интересно было узнать, как создается дымковская игрушка! Ребята, вы запомнили, как дымковские мастера делали свои игрушки? Из какого материала делается дымковская игрушка? (из глины) Что делают с игрушкой, после того как ее слепили (просушивают). Чтобы игрушка стала крепкой и прочной, что нужно сделать? (обжечь в печке). На каком фоне рисуются дымковские узоры (на белом). Какими красками разукрашивают дымковские игрушки? (красными, синими, зелеными, черными, золотыми)

Воспитатель: бабушка Маланья, а чтобы ты не болела, мы хотим научить тебя делать полезные упражнения для рук. (проводится физ.минутка)

Руки к верху поднимаем

А потом их опускаем

А потом их разведем

И скорей к себе прижмем

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Бабушка Маланья: Ребята, вы поможете мне раскрасить игрушки к ярмарке?

(Дети соглашаются. Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (дети рисуют элементы дымковской росписи на готовых шаблонах Старшая группа сами рисуют узоры, младшая подгруппа рисует узоры штампами)

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети и Бабушка Маланья их рассматривают.

Бабушка Маланья:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! Благодарит и прощается с детьми.

Воспитатель: Ой, ребята, какие вы все молодцы. Все справились с заданием и очень помогли бабушке Маланье подготовить поделки к выставке. Про вас можно сказать, что вы добрые, отзывчивые, старательные и внимательные ребята.

Но нам пора возвращаться в детский сад. ( Дети садятся на имитированную лодочку и под музыку  возвращаются в группу) Ну как вам понравилось наше путешествие?

Подведение итогов: Где мы были? Кому помогли?  Как мы помогли   бабушке Маланье? С какими игрушками познакомились? И т.д.

http://www.maam.ru/upload/blogs/5191f43b2b6476f68c08ec3f09d25619.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Путешествие в Дымковскую слободу"

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе...

Конспект интегрированной НОД :«Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!» для детей подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятий в подготовительной группе.Направлен на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие....

Конспект занятия "Дымковская слобода"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Дымковская слобода"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)Программные задачиРазвивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвет...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода» Задачи:·...

Конспект НОД в средней группе на тему: «Путешествие в слободу Дымково»

На занятии дети знакомятся с народными дымковскими игрушками, с историей зарождения народной игрушки из глины, этапах изготовления дымковской игрушки...

Конспект интегрированного занятия "Жители села Дымково"

Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи.Учить украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор.Соверш...