Конспект НОД в средней группе на тему: «Путешествие в слободу Дымково»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коврижных Любовь Леонидовна

На занятии дети знакомятся с народными дымковскими игрушками, с историей зарождения народной игрушки из глины, этапах изготовления дымковской игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_slobodu_dymkovo.docx274.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД в средней  группе

на тему:

«Путешествие в слободу Дымково»

                                          

                                                                                                                               

                                                                                               

                                                              Подготовил воспитатель

                                                                          Коврижных Л.Л.

Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, закрепить знания,  где зарождалась народная игрушка из глины, этапы изготовления дымковской игрушки.

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

«Познавательное развитие»

Воспитывать интерес к  народному творчеству, бережное отношение к традициям народа, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство родного края.

«Речевое  развитие»

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

«Социально – коммуникативное развитие»

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе  продуктивной деятельности.

«Художественно – эстетическое развитие»        

Учить замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

         Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги).

        Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

        Воспитывать любовь к народному искусству своей Родины. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

«Физическое  развитие»

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Материал: глина, гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, силуэты дымковских игрушек,  магнитная доска,  игрушки, картинки «Дымковская игрушка», фонограмма русской народной музыки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о дымковской игрушке, отгадывание загадок, разучивание стихов о дымке.

Просмотр презентаций «Дымковская игрушка», «Народная игрушка из Дымково».

Рассматривание дымковской игрушки.

Ход:

Воспитатель в костюме дымковской барыни.

Воспитатель:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови - ка меня!

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. И сегодня мы поговорим о дымковской игрушке, а сейчас я приглашаю вас в выставочный зал (дети подходят к стенду с иллюстрациями дымковская игрушка).

Воспитатель: Ребята, вашему вниманию представлена экспозиция «Дымковская игрушка»:        

    Белоснежны как березки

    Кружочки, клеточки, полоски.

    Простой казалось бы узор,

    Но отвести не в силах взор.

Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской

земли.

 

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Ответы детей. Белый фон, яркие краски.

Воспитатель: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Ответы детей: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: Правильно, ребята. В росписи  дымковской игрушки используются яркие, нарядные, веселые, праздничные краски.

Назовите, пожалуйста, игрушки, которые вы знаете.  Давайте расскажем стихи о дымковской игрушке. (Дети называют дымковскую игрушку и рассказывают о ней стихотворение)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот такие замечательные игрушки делают в слободе Дымково. А вы хотите там побывать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь, я предлагаю отдохнуть и поиграть.

                Физкультминутка «Мы игрушки расписные».

       Мы игрушки расписные                (стойка прямо покачивания плечами)

       Хохотушки вятские                        (улыбка друг другу с поворотом)

       Щеголихи слободские                    (поворот вокруг себя)

       Кумушки посадские                        (небольшие приседания)

       У нас ручки крендельком               (показ рук вперед, на пояс)

       Щечки будто яблочки                     (легкое касание щек)

       С нами издавна знаком                   (стойка прямо)

       Весь народ на ярмарке                    (поклон).

Дети подходят к доске с иллюстрациями слобода Дымково.

Воспитатель:                        

Ели спят у большака

В инее седом.

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные.

Ребята, а вы хотите стать мастерами и сделать дымковскую игрушку?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в мастерскую. Назовите, пожалуйста, этапы изготовления дымковской игрушки.

Ответы детей: Лепка игрушки.

Воспитатель: Из чего лепят дымковскую игрушку?

Ответы детей: Лепят игрушку из красной глины.

Воспитатель: Кто будет мастером по лепке игрушки? (выбрать детей по желанию). На столе доска для лепки, глина.

Следующий этап изготовления игрушки?

Ответы детей: Игрушку сначала сушили, а потом обжигали в печи.

Воспитатель: Игрушку просушили и обожгли в печи, что нужно сделать с ней дальше?

Ответы детей: Побелить мелом, разведенным на молоке или белой гуашью (выбирается мастер). На столе заранее вылепленные и просушенные глиняные игрушки, белая гуашь.

Воспитатель: А как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Ответы детей: Игрушки расписывали.

 

Воспитатель: Следующий этап изготовления дымковской игрушки – роспись. И мы с вами будем мастерами по росписи игрушки. На столах  побеленные заготовки игрушек, гуашь, ватные палочки, кисточки.

Воспитатель: Посмотрите, какие элементы росписи, использовали мастера для игрушки? На доске висят картинки с элементами дымковской росписи.

Дети: Круги, полоски, точки, волнистые линии.

Воспитатель: Что означают эти элементы?

Ответы детей: Круг - солнце, волнистая линия -  вода, клетка -  поле.

Работа детей под спокойную народную музыку.

Воспитатель: Мы с вами сегодня были дымковскими мастерами, лепили и расписывали игрушки. Вы все очень постарались, поэтому игрушки получились яркие, нарядные, красивые.

               Волшебницам вятской, родной стороны

        Большое спасибо сказать мы должны.

        За то, что их руки не устают

        И сказочных кукол для всех создают.

                Велика Россия наша,

                И талантлив наш народ.

                О Руси родной умельцах

                На весь мир молва идет.

                В Вятке делают игрушки

                Сколько радости для глаз!

                Подрастают мастерицы,

                Может быть, и среди нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ"

Учить передовать содержание сказки в игровой форме,правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем,отвечать полным ответом....

Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку» Подготовительная группа. Программа "школа 2100"

Программа  «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которое обеспечивает  творческое усвоение знаний учениками посредством специально о...

Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.

Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

Конспект по теме "Путешествие в слободу Дымково"

Конспект НОД по теме "Путешествие в слободу Дымково"...