"Мастер-класс профессионала как значимый этап культурно-образовательного проекта в ДОУ"
проект
В группе «Сложные дефекты» ГБДОУ № 101 воспитываются дети в возрасте от 4 до 7 лет со сложной структурой дефекта (сочетание тяжелой двигательной патологии с нарушениями речи, задержкой и отставанием в развитии познавательной деятельности). Уже несколько лет в группе используется проектная деятельность как способ приобщения дошкольников со сложной структурой дефекта к культурному наследию русского народа. В проекте участвуют дети, педагоги, родители, приглашенные гости – мастера своего дела. В предложенном материале описаны три творческие встречи с людьми разных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мастер-класс профессионала как значимый этап культурно-образовательного проекта в ДОУ"
Сванидзе Елена Владимировна, учитель-дефектолог,
Мишарина Раиса Николаевна, педагог-психолог,
Колонтарева Людмила Петровна, воспитатель
ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В группе «Сложные дефекты» ГБДОУ № 101 воспитываются дети в возрасте от 4 до 7 лет со сложной структурой дефекта (сочетание тяжелой двигательной патологии с нарушениями речи, задержкой и отставанием в развитии познавательной деятельности). Уже несколько лет в группе используется проектная деятельность как способ приобщения дошкольников со сложной структурой дефекта к культурному наследию русского народа.
В проекте участвуют дети, педагоги, родители, приглашенные гости – мастера своего дела.
Проблема проекта: Всех нас окружает предметный мир. А откуда берутся игрушки, книги, картины, предметы мебели, посуды и т.д.? Кто их создает? Люди разных профессий, мастера своего дела. А откуда взялись профессии? Почему они так важны? А что было до профессии? Есть ли старинные профессии?
Цель проекта: познакомить и сформировать представления о людях разных профессий и продуктах их деятельности.
Задачи:
- Расширять знания детей об окружающем мире через погружение в мир народных ремесел
- Создавать условия для осмысления и применения детьми полученных знаний, умений и навыков
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций, поощрять стремление вступать в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- Развивать творческие способности, изобразительные, артистические, двигательные умения.
В ходе реализации проекта дети приобщились к труду взрослых, получили необходимые навыки, умения и знания по различным ремеслам и профессиям, попробовали себя в разных профессиях.
Одним из значимых этапов работы с детьми стали мастер-классы, проводимые профессионалами своего дела. Из большого количества встреч мы выбрали три: встреча с кукольником, встреча с художником, встреча с кондитером.
Встреча 1. Профессия кукольника (Осень).
Подготовительный этап:
1). Работа с детьми. Работа с вещью: любимая игрушка. Знакомство с народной игрушкой через книгу «Приключения Петрушки» (М. Фадеева, А. Смирнов). Презентация «Театральные куклы» (интерактивная доска) в форме фасилитированной беседы.
Итог: есть куклы для игры и есть театральные куклы. Куклы делает мастер, и его называют кукольником.
2) Работа с профессионалом. Введение в запросы детского коллектива и знакомство с особенностями и возможностями детей. Выбор материала для мастер-класса для демонстрации и совместной деятельности. Совместная разработка алгоритма работы с детьми, сценария встречи. Обещание помощи и поддержки профессионала педагогическим коллективом.
Основной этап. Встреча и мастер-класс по изготовлению основных героев сказки «Приключения Петрушки».
Итог. Создание кукольного театра группы с использованием кукол, сделанных детьми.
Творческое задание: самостоятельное создание любимых сказочных персонажей всей семьей (театральные куклы).
Встреча 2. Профессия художника-анималиста (Зима).
Предварительная работа.
1). Работа с детьми. Знакомство детей с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт (в соответствии с лексическими темами) с использованием фасилитированной беседы, рассматривания иллюстраций в книгах, созданием собственных творческих работ в этих жанрах.
Исследовательская деятельность. Работа с игрушками – копиями реальных животных леса средней полосы России и севера (как внешний вид может говорить об условиях жизни животных).
Презентация с использованием возможностей фасилитированной беседы для решения вопроса о роли художника как носителя достоверной информации.
2). Работа с профессионалом (см. выше).
Основной этап. Встреча и мастер-класс по рисованию животных севера.
Презентация с использованием материалов, предоставленных художником для закрепления жанров живописи и знакомства детей с «портретом животных» (беседа). Знакомство детей с автором представленных картин. Рассказ гостя «Кто такой художник-анималист». Сюрпризный момент: появление тюленя-белька. Мастер-класс по рисованию животного с натуры.
Динамическая пауза. Мастер-класс по рисованию полярной совы с натуры. Итог. Оформление выставки «Животные севера».
Творческое задание: создание иллюстраций к сочиненной детьми сказке «На далеком севере» после посещения Ленинградского зоопарка (раздела «Животные севера»). Оформление книги.
Встреча 3. Профессия кондитера (Весна).
Предварительная работа.
1). Работа с детьми. Знакомство с традициями встречи весны у славян: организация праздника «Масленица», выпечка «Жаворонок» (работа с вещью). Работа с книгой: заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, посвященные весне (вывод: роль солнца в жизни славян).
Презентация «Откуда хлеб пришел» (беседа с детьми о хлебе, видах хлебобулочных изделий, профессиях, связанных с изготовлением хлеба).
2). Работа с профессионалом (см. выше).
Основной этап. Знакомство с кондитером: работа с образом кондитера, рассматривание, анализ, вывод о том, человек какой профессии пришел в гости. Игра с гостем «Волшебный мешочек» (разные кондитерские изделия – муляжи). Уточнение образа (повар-кондитер).
Мастер-класс по изготовлению солнышка с косичками из теста (весеннего славянского образа). Выполнение поэтапного обряда изготовления косичек с пожеланиями каждым ребенком. Исполнение обрядовой песни-заклички на весну. Закладка выпечки в печь.
Итог. Рассматривание готового выпечного изделия. Угадывание родителями «косички» своего ребенка. Совместное угощение.
Творческое задание: традиционная семейная выпечка совместно с ребенком. Создание книги рецептов.
Выводы: встречи с реальными носителями профессий не только расширили представления детей о реальном мире, они позволили попробовать себя в разных профессиях, по-иному посмотреть на окружающие ребенка предметы. Были сформированы определенные навыки и умения, которые могут пригодиться ребенку в дальнейшей жизни. Безусловно, дети прониклись ценностью окружающих их вещей, как носителей важной информации: художественной, исторической, эстетической. Был получен дополнительный стимул для детского творчества. Повышена оценка роли родителей как представителей разных профессий. Мастер-классы стали важной частью реализации творческих проектов группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ МАСТЕР- КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «ЛЕПБУК - КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТА»
Уровень и характер достижения ребенка зависит, прежде всего, от компетентности педагога, от его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально....
Мастер-класс: «Создание ситуации выбора в процессе реализации творческого проекта у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс был представлен в январе 2016г. в ДОУ на педсовете на тему: «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей раннего ...
Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."
Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....
Сценарий мастер-класса "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода проектов"
В ходе мастер-класса: передать опыт работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;совместно с участниками мастер...
Мастер - класс для воспитателей "Театрализация. Основные этапы работы по созданию образа"
Театрализованная деятельность – универсальное средство всестороннего развития ребенка, способ достижения тех целевых ориентиров, которые указаны во ФГОС ДО: Цель: Повышение профессионального уро...
Мастер – класс «Аквагрим как один из этапов реализации Ивент – технологии»
Представлена презентация, в которой описано что такое ивент - технологии, что такое аквагрим, виды аквагрима....
Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"
Цель мастер-класса:распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу...