Мастер - класс для воспитателей "Театрализация. Основные этапы работы по созданию образа"
консультация (старшая группа)
Театрализованная деятельность – универсальное средство всестороннего развития ребенка, способ достижения тех целевых ориентиров, которые указаны во ФГОС ДО:
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов, активизация применения театрализованной деятельности в работе с детьми
Задачи:
1. Представить наработанный опыт по использованию приемов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
2. Продемонстрировать этапы работы над образом
3. Совершенствовать артистичные навыки педагогов, используя мимику, жесты, интонацию.
4. Вызвать интерес к использованию приемов театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_dlya_vospitateley.docx | 13.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Театрализация. Основные этапы по созданию образа.
Театрализованная деятельность – универсальное средство всестороннего развития ребенка, способ достижения тех целевых ориентиров, которые указаны во ФГОС ДО:
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов, активизация применения театрализованной деятельности в работе с детьми
Задачи:
1. Представить наработанный опыт по использованию приемов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
2. Продемонстрировать этапы работы над образом
3. Совершенствовать артистичные навыки педагогов, используя мимику, жесты, интонацию.
4. Вызвать интерес к использованию приемов театрализованной деятельности
В театрализованной деятельности реализуются задачи всех пяти образовательных областей:
- познавательное развитие - узнает окружающий мир, знакомится с новыми предметами социального мира;
- речевое развитие – читаем сказки, делаем артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарат ребенка, язычковую гимнастику, учимся выстраивать диалог;
- физическое развитие - упражнение, направленные на ритмопластику, пальчиковые игры, подвижные игры, направленные на умение ребенка владеть своим телом.
- художественно-эстетическое развитие - театрализованные спектакли с использованием разного вида театра, изготовление атрибутов для театра совместно с родителями,
- социально-коммуникативное развитие - ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, раскрепощается.
Каждый воспитатель в работе с детьми занимается театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций, создаем условия для детей – это атрибуты, разные театры.
Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности: этапы работы над образом персонажа.
Рассмотрим широко известный сказочный персонаж - Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя.
I "Первый этап
Определение характера образа.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только этому герою.
Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что Лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует.
Для этого лучше всего использовать прием "Просматривание отрывков мультфильмов" о этом герое. В нашем дошкольном учреждении созданы условия, которые позволяют нам показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов. Предлагаю Вам посмотреть отрывок из сказки «Лиса и волк». Где Лисица предстает перед нами хитрой, лживой, насмешливой, эгоистичной, не имеющей сострадания.
Для контраста посмотрим отрывок из другой сказки «Кот, петух и лиса». Где лисица - предстает перед нами льстивой, коварной особой, склонной к воровству. Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам Лисицы, таким образом выделяя их основные черты. Давайте и мы поговорим об этом
1. Какой предстала перед вами Лиса в первом сюжете? Какие поступки она совершала? (Притворялась, обманывала, не желала делиться с Волком, лгала).
2. Какой Вы увидели Лису при просмотре отрывка сказки «Кот, петушок и Лиса»? (красноречивой, льстивой, хитрой, склонной к воровству.)
Итак, мы с Вами увидели два совершенно разных образа Лисы: В первом случае – это хитрая, лживая, насмешливая, эгоистичная, не имеющей сострадания. Для достижения своей цели пойдет на любую подлость. Вторая Лисица – она хитрая, нахальная. Плутовка и обманщица. Поет песенки и лживо приговаривает. Смекалка лисы соседствует у нее с лицемерием и предательством.
Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, наши дети без труда составляют обобщенный образ Лисы: Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрости, лесть, коварство, умение убеждать прибегая к различным манипуляциям.
II. Второй этап
Работа над мимикой.
Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Остановимся подробнее на приёме «Психогимнастика – это упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка. Как познавательной так и эмоционально-личностной сферы. Смысл ее заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредствам движений, мимики и жестов». Дорогие коллеги я предлагаю попробовать сейчас поработать над мимикой нам с вами. Для этого я вам предлагаю выполнить некоторые задания, которые вы потом можете использовать в работе с детьми.
Задание:
-Нужно мимикой, жестами, передать содержание стихотворения « Качели» А. Кузнецовой.
1.Межу двух высоких елей
Нам повесили качели
Крепкие, дубовые,
Голубые, новые
Мы уселись на качели,
Мы уселись и запели.
Раскачались и взлетели
Выше крыши, выше ели!
Вверх летят дубовые,
Голубые, новые!
Хорошо висят качели
Между двух высоких елей-
Голубые, новые,
Крепкие, дубовые.
2.Ой-ой-ой, живот болит!
Ой-ой-ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим! Ой!
Разогрелись? А сейчас попробуем изобразить нашу лису при помощи мимики. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Психогимнастика" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
III. Третий этап
Работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.
Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД (память физических действий) «Запоминание физических действий». Используем игру "Повторяйка". Прошу Вас выйти коллеги. Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Также можно использова в работе такие игры как: “Отгадай, кто я, что я делаю”, “Изобрази”, “Пантомимы”
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".
IV. Четвёртый этап
Работа над голосом.
Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность"
Задание проговорить фразу Лисицы "Петушок петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко. Дам тебе горошка». Фразу необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на картинке. Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод.: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
V. Пятый этап
Этюды
Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.
Используем прием - инсценирование диалогов:
Детям предлагают обыграть короткие диалоги Лисы с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Роли животных:
Лиса-Волк, Лиса-Петушок
Так же предлагаю вам упражнение “Сочини сказку”. Перед вами 2 коробки. Вкаждой из ней свой набор предметов(Пальчиковые театры , декорации, банты и ленты). Ваша задача- придумать сказку и обыграть ее.
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
- психогимнастика;
- упражнение на ритмопластику.
Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию
- ассоциативно-образного мышления;
- развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов;
- выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом;
- театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции;
- дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир;
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....
Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."
Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...
Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...
«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
laquo;Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»...
Семинар для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
Мастер - класс для воспитателей детского сада...