Рассказ-эссе «Моя педагогическая находка» «Театрализация - самый эффективный вид детской деятельности».
статья (младшая группа)
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
(В. А. Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_esse_pedagogicheskaya_nahodka.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ-эссе «Моя педагогическая находка»
«Театрализация - самый эффективный вид детской деятельности».
Евтушенко Валентина Михайловна
воспитатель
МДОУ детский сад №11
комбинированного вида
города Валуйки
Белгородской области
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
(В. А. Сухомлинский)
Я хочу рассказать о своей педагогической находке. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые планшеты, телефоны. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации, овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками, определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в обществе, коммуникабельным, дошкольнику необходимо умение вести диалог, содержательно общаться. Ребёнок может выразить своё «Я», своё отношение к миру. Важно, чтобы дошкольник овладел этикетом речи, научился слышать собеседника, получать удовольствие от общения.
Ребёнок 3-4 лет уже умеет согласовывать свои действия со сверстниками. Это время, когда он испытывает потребность в общении и может наслаждаться им. Следовательно, можно говорить о наибольшей благоприятности данного периода для развития диалогического общения. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь ребёнку может театрализованная деятельность.
В ФГОС есть такие образовательные области, без которых не мыслима театрализация в детском саду, а театрализация не возможна без этих образовательных областей – это художественно-эстетическое развитие и речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов. Малыши по своему выбору надевают маски Волка, Лисы, Медведя… и проигрывают диалог из сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Ведение диалога, предполагает умение задавать вопросы, правильно формулировать ответ. Театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
А вот когда ребёнок перестаёт быть активным «почемучкой», целесообразно использовать язык жестов, мимики, не используя речь. Например: я включаю аудиозапись сказки «Репка», и в соответствии с текстом дети обыгрывают сюжет сказки, выражают чувства, эмоции, но при этом они не произносят ни слова.
Естественно, что в предметно-развивающей среде группы большое внимание уделяется подбору костюмов различных персонажей из сказок. Любое выступление перед своими друзьями, родителями – это преодоление застенчивости. Тут очень важна эмоциональная поддержка: аплодисменты, благодарность взрослых, а иногда и награждение медалью «Лучший актёр», «Приз зрительских симпатий». К тому же, в процессе театрализации решаются одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально - исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально - эмоциональное развитие детей, и многое другое.
Перед постановкой знакомлю детей с костюмами, куклами, масками. Рассказываю, как готовятся эти костюмы - соответственно воспитываю бережное отношение. Совместно с детьми готовлю атрибуты к сказкам: цветы, маски на голову, вырезаем, клеим …Важно, что в такой деятельности ребёнок чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Малыш озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко.
Театрализация, пожалуй, самый эффективный вид детской деятельности, без которой не обходится ни одно занятие и, тем более, праздник или развлечение. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.
Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой. В ходе спектакля хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актёры и декорации. Дети очень любят плоскостной театр и с удовольствием озвучивают всех персонажей сказки например: «Колобок»…
Нравятся ребятам и куклы «Бибабо» (твёрдая голова и туловище-перчатка). Возможности таких кукол безграничны. От представлений с ними не откажется ни один ребёнок. Дети сами надевают куклу на руку и от её имени могут сказать то, что в обычной жизни сказать не решились бы. Ребёнок воспринимает говорящую куклу как живое одушевлённое существо, следовательно, такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Вот поэтому на занятиях я часто использую кукол. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребёнка неоспоримо и уникально. Детям для полного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы.
Могу с уверенностью сказать, что участие детей в театрализации позволяет им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи и просто общение друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая находка. Конспект НОД по опытно - исследовательской деятельности "Живой вулкан" для детей 5 -6 лет.
Педагогическая находка. Конспект НОД по опытно - исследовательской деятельности для детей 5 -6 лет "Живой вулкан".Интересное, увлекательное приключение с помошником профессора Энштейна, позв...
РАССКАЗ-ЭССЕ «Моя педагогическая находка» Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича , как модель развивающего обучения и интеллектуально-творческого развития детей.
Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под руководством педагога, который в этом увлекательном процессе ста...
Моя педагогическая находка: НОД в средней группе: "Мы самые, самые ..."
Социально-коммуникативное развитие...
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (образовательная область «Познавательное развитие»): образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Число и цифра 8 (
Цель: закрепление изученного материала по теме «Число и цифра 8»Задачи:Обучающие:1. Упражнять в количественном и порядковом счёте.2. Закрепл...
Моя педагогическая находка "Технология макетирования в познавательно- исследовательской деятельности при изучении малой Родины"
Моя педагогическая находка...
Моя педагогическая находка - это использование LEGO в образовательной деятельности с дошкольниками.
Моя педагогическая находка -это игры с лего которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста во всех образовательных областях....
Педагогическая находка. Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Методическая обработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"....
- Мне нравится (1)