Моя педагогическая находка - это использование LEGO в образовательной деятельности с дошкольниками.
статья по конструированию, ручному труду
Моя педагогическая находка -это игры с лего которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста во всех образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.docx | 73.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый этап конкурса «Воспитатель года Оренбуржья» 2022 года
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 183»
Конспект конкурсного испытания
«Моя педагогическая находка»
«Использование Лего конструктора в работе с дошкольниками
во всех образовательных областях»
Подготовил:
воспитатель высшей
квалификационной категории
МДОАУ № 183
Коврижко Н В
г. Оренбург
Современная система образования требует от воспитателя не стоять на месте, искать новые пути и методы работы с детьми. Поэтому, я, придя в детский сад, стала активно заниматься самообразованием. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь, изучаю опыт своих коллег. Я стараюсь искать что – то новое, и не отставать от инновационных технологий в области дошкольного воспитания.
Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.
Почему именно LEGO? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе; в группе ЛЕГО - огромный выбор, а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде. Кроме того, LEGO имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами: продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; LEGO конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка.
Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников: поддерживает инициативу детей, формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.
Посредством использования LEGO можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы.
Я расскажу вам о некоторых вариантах применения LEGO в различных областях.
Социально-коммуникативное развитие.
На мой взгляд, одна из основных целей – научить детей эффективно работать вместе. LEGO позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить начатое дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широты интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Познавательное развитие.
С помощью LEGO можно развивать у дошкольников математические способности и сенсорные представления: пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, дети закрепляют понятия: «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». Они знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентироваться в пространстве.
Приведу примеры игр, которые я использую для математического развития детей:
«Математический поезд»
На каждой платформе-вагончике приклеила числа от 1 до 10. Игровая ситуация: вагончики потерялись или перепутались и нужно поставить их на свое место. Ребенок учится считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику. Можно варьировать игру, детям дается задание загрузить в каждый вагон столько кирпичиков, чтобы их количество соответствовало цифре на нем. Это поможет визуально определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический стой: изучать числительные и прилагательные (первый вагончик, второй, третий…), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим третьему вагончику кирпичик)
«Пространственное ориентирование»
Предлагаю ребенку (старшего возраста от 5-7 лет) плату и набор деталей конструктора. Затем диктую ребенку, куда выставлять деталь определенного цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «центр платы», «середина правой стороны», Середина верхней стороны» и т.д.
«Числовая лесенка»
В игре закрепляется знание цифр и цвет, умение решать сразу несколько задач: выстраивать кубики, соотнося количество и цвет деталей.
Числовой квадрат.
Решает много задач: закрепление счета, цвета, умение визуально определять: больше, меньше, самый большой и т.д. Развивает внимание, мышление.
Вариативность: квадрат поделен на клеточки 4х4. Клеточки верхнего ряда и левого столбика раскрашены в цвета кубиков LEGO. В клеточках второго, третьего и четвертого ряда ребенок должен поставить кубики, которые соответствуют цветам сверху и слева. Как показала практика это одно из самых сложных заданий.
«Собираем и считаем»
В игре закрепляется счет и состав числа в пределах 9; развивается внимание, мышление.
Дети называют число, изображенное в столбике. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбике.
«Сосчитай и положи»
В игре закрепляется счет и начальные навыки сложения; развивается внимание, мышление.
С помощью данных карточек дети легко и с интересов складывают числа в пределах 10.
С помощью кубиков LEGO можно решать задачи на сравнение чисел.
«Продолжи ряд»
Показываю последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её. Постепенно количество элементов увеличивается и задание усложняется. В процессе игры развивается внимание и логическое мышление.
«Чудесный мешочек»
Предлагаю ребенку опустить руку в мешочек и сосчитать, сколько деталей LEGO в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он сосчитал. Если сосчитал правильно можно предложить построить из этих кубиков что-нибудь. В игре развивается мелкая моторика рук, упражнение в счете в пределах 10.
Вариативность: Ребенок ищет деталь конструктора и на ощупь определяет количество кнопочек на детали.
С младшими детьми можно поиграть в игры «Собери картинку», «Найди пару».
Со старшими – «Собери по схеме», «Собери по замыслу».
Приводить примеры можно достаточно долго. Дидактические пособия к играм легко можно сделать своими руками и дети с удовольствием в них играют.
Речевое развитие
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. Приведу пример применения LEGO в процессе подготовки к обучению грамоте.
Игра «Путешествие в Звукоград».
Построение из LEGO звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук). Выложи столько кирпичиков LEGO, сколько слышишь слов в данном предложении и т.д.
Игра «Веселый алфавит».
Конструирование букв азбуки из LEGO.
Художественно-эстетическое развитие.
При помощи деталей LEGO можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Примеры игр: «Цветные гаражи» (домики, заборчики и т.д.)
Строим из кубиков несколько гаражей (домиков, заборчиков и т.д.) разных по цвету.
Подбираем предметы разных цветов.
Инструкция №1. Ребенку предлагается красную машину привезти к желтому гаражу, поселить лошадку в синюю конюшню.
Инструкция №2. Ребенку предлагается у зеленого дома расположить только зеленые предметы, а у красного только красные.
Задания можно упрощать и усложнять с учетом возрастных особенностей детей.
Физическое развитие.
Помимо мелкой моторики обеих рук LEGO также способствует развитию крупной моторики.
LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре:
● ходьба/бег змейкой между деталями
● челночный бег
● удержание равновесия
● упражнения на развитие координации движений
● упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из кубиков LEGO. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
Это лишь малая часть вариантов использования LEGO в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личные качества дошкольников.
ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...
Научно-практическая статья «Инновационная педагогическая технология «Сторителлинг». Использование сторителлинга в работе с дошкольниками».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определя...
«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...
Использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников. Презентация "История Деда Мороза"
Презентация для проведения занятия по теме "Краткий рассказ о Деде Морозе"...
Использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников. ФЭМП
Презентация ФЭМП со Смешариками....
Педагогическая находка для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»
Педагогическая находка для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления» ...