Обобщённый опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Новикова Татьяна Николаевна

Обобщённый опыт работы

по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchyonnyy_opyt_raboty.docx469.93 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый опыт работы

по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Автор: Новикова Татьяна Николаевна

воспитатель муниципального бюджетного

 дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 18 «Родничок»»

городского округа города Шарья

Костромской области

г. Шарья

2024 г.

Содержание

  1. Сведения об авторе ……………………………………………3
  2. Аннотация………………………………………………………4
  3. Описание опыта работы:
  1. Обоснование………………………………………………..……..6
  2. Актуальность………..……………………….................................8
  3. Цель, задачи…….…………………………………......................10
  4. Условия……………………………………………………….….12
  5. Принципы………………………………………………………..13
  6. Методы и приёмы……………………………………………….14
  7. Формы работы………..……………………………………..…...17
  8. Средства………………………………………………………….18
  9. Результат…………………………………………………………19
  1. Приложение…………………………………………………...24
  2. Литература ……………………………………………………91
  3. Рецензия……………………………………………………..…92  

Сведения об авторе:

C:\Documents and Settings\Родничек №18\Рабочий стол\свадьба\Безымянный экспорт\DSC02930.jpg

Фамилия, имя, отчество: Новикова Татьяна Николаевна 

Дата рождения: 14 октября 1970 года.

Должность:  воспитатель МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»

Образование: высшее

Закончила:

  • Шарьинское педагогическое училище, 1991год, по специальности

«Дошкольное воспитание»

  • Костромской государственный  университет имени Н. А. Некрасова,

2000 год, по специальности «География»

Квалификация: Воспитатель в дошкольных учреждениях,

учитель географии

Педагогический стаж: 26,6 лет

Курсовая подготовка: 

- ОГБОУ ДПО КОИРО по программе «Актуальные вопросы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Кострома, 2022г. (72 ч.), рег. №64-66

-ООО «Высшая  школа делового администрирования» по дополнительной профессиональной программе «Содержание и технология деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО», г. Екатеринбург, 2024г. (72ч.), рег.№0275743

Аннотация

Позиция

«От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

 В.А. Сухомлинский. 

 

      Я считаю, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе дошкольного детства, а продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель

В.А Сухомлинский говорил, что: «В каждом ребёнке дремлет птица, которую надо разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой птицы!»

Целью моей работы является развитие творческих    способностей дошкольников  на основе продуктивной  деятельности программы дополнительного образования «Поделки Самоделкина». 

Задачи

  • Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, инициативность, индивидуальность в процессе продуктивной деятельности, побуждать  использовать разнообразные изобразительные техники и их сочетания, поощрять творческое экспериментирование с изобразительными материалами.  
  • Формировать креативную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей, способствующую формированию   у   детей самостоятельности,    творческой    активности.
  • Развивать творческое мышление и творческую активность, моторику кистей рук детей на занятиях продуктивной деятельностью.
  • Формировать у детей специальные трудовые умения, навыки и знания через разные виды продуктивной деятельности (лепка, аппликация, художественное конструирование, ручной труд);
  • Активизировать участие детей в творческих конкурсах различного уровня.
  • Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

Условия

  1. Подбор материала, который дает возможность решать большой круг различных задач развития дошкольника.
  2. Обеспечение психологического комфорта ребят и воспитателей в  образовательном процессе.
  3. Выбор оптимальной системы занятий и их интеграция.
  4. гарантия самостоятельности и свободы в продуктивной деятельности дошкольника в  условиях педагогического руководства;
  5. специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей.

Содержание

 Содержание работы  направлено на развитие творческих способностей детей в процессе  продуктивной деятельности (лепка, аппликация, художественное конструирование, ручной труд)

Средства

Наглядные, технические, художественные,  электронные образовательные ресурсы

Формы

  • Совместная деятельность (дети – педагог, дети – дети, дети – родители, педагог – родители).
  • Самостоятельная деятельность детей. 

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические, игровые

Технологии

 ИКТ, технология личностно-ориентированного обучения, ТРИЗ

Результат

-Повысился уровень художественно-творческих способностей.

Воспитанники увлекаются продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

-Появился интерес к творческому экспериментированию.

-У детских работ появился индивидуальный почерк.

-Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

- -Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

-Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.

-Дошкольники стараются придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.

-Дошкольники усвоили термины и понятия, научились понимать их смысл, освоили технологии изготовления поделок из различных материалов.

-Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Поделки Самоделкина»  в приложении № 1

Описание опыта работы

Концептуальные основы и методологические подходы

  Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для  адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.

Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства.

Творческая способность – креативность – это независимый от интеллекта фактор[1].

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется таким образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода»[2].

Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А.

Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др[3].

Современные исследователи психологических и педагогических направлений приходят к единому мнению, что развитие творческих способностей ребенка не происходит само по себе, а определяется успешностью взаимодействия взрослого и ребенка. Особая роль в этой связи отводится продуктивной деятельности, так она является одной из основ становления личности дошкольника.

В труде Сластенина «Педагогика» под творческой способностью понимается та, которая отражает глубинное свойство личности принимать нестандартные решения и создавать оригинальные ценности. Автор обращается к этому понятию в связи с характеристикой современных подходов к образованию, потому как на сегодняшний день главным требованием является развитие творческой личности, которая способна выходить за границы известного, создавать характеризующиеся новизной продукты, принимать нестандартные решения[4].

Творческие способности – это явление всех сфер деятельности человека, то есть творческие способности проявляются и развиваются в деятельности. И появляется новое определение «творческая деятельность». Российская педагогическая энциклопедия говорит нам, что «творческая деятельность» - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Если вспомнить определения «творчества» и «креативности», то мы можем сказать, что «творческая деятельность» - это некое соотношение таких понятий как «креативность» и «творчество».

  В  продуктивной деятельности дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Творческая продуктивная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов.»[5].

 Итак, можно выделить, что продуктивные виды деятельности, используемые в дополнительной образовательной программе «Поделки Самоделкина», способствуют развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

           В основу моего педагогического опыта заложено положение академика Н.Н.Поддъякова о поэтапности развития детского творчества:

1. Свободное экспериментирование с материалом.

2. Проблемное обучение (по образцу, по условию).

3. Конструирование по замыслу.

 Выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:

  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе
  • подражание в младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности.
  • Преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» работают в технике пластилинография — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

          Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. Так, подражая в младшей группе, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте. К примеру, в подготовительной группе ребята дополняют ряд сенсорных эталонов, знакомясь с метрической системой мер.

Теоретическую основу составили следующие труды: 

- концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)

- идея развивающего обучения (Л.С. Выготский);

- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.);

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации продуктивной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Ю.В. Рузановой «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.  

      Я считаю, что продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его, создавая поделки, внося новые креативные решения.

Актуальность темы.                                                                                                           

. Творчество – это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. С психологической точки зрения дошкольный возраст – самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является основной. Поэтому важно не упустить ценности  детских впечатлений, направить их по пути, способствующему развитию творчества, воображения, интеллекта.
       В  ребенке необходимо  обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
       
Творчество основано на желании ребенка сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано и сделать по-новому, по-своему.

Очень важно стимулировать развитие творческих способностей дошкольников.

Необходимые способы стимулирования творческих способностей детей дошкольного возраста обеспечение благоприятной атмосферы в детском коллективе:

- обогащение окружающей среды самыми разными инструментами и средствами художественной выразительности;

- поощрение высказывания детьми оригинальных идей;

- обеспечение широких возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

- формирование у родителей понимания важности развития творческих способностей детей.

 А для этого, безусловно, необходим качественно новый подход к организации детской деятельности.
           Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, ФОП + ФОАП, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников.

 В  федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе и условиям её реализации говорится о том, что образовательный процесс должен осуществляться в деятельностной парадигме и направлен на формирование общей культуры, развитие  интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих их социальную успешность. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей необходимо осуществлять по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Таким образом,  решение задач образовательной области «Художественное творчество» по удовлетворению потребностей детей в самовыражении через продуктивную деятельность и развитие творческих способностей является одной из приоритетных в реализации художественно-эстетического направления.
             Для  развития  творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями.
.

            Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация, художественный труд.  Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

          Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

- Развитию способности нестандартно мыслить;

- Готовности к активности творческого характера;

- Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- Формированию эстетического отношения к миру;

 - Развивается ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность    и воображение;

- Совершенствуются технические умения и навыки.

- Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии.

Мы работаем по рабочей программе по организации и осуществлению общеобразовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности, разработанной на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», в которой раздел «художественный труд» практически не раскрыт. Поэтому у меня и возникла необходимость раскрыть этот раздел, а также расширить и углубить умения воспитанников в этой области. Очень хотелось обновления тематики и технологии создания детских работ, что привело к разработке дополнительной образовательной  программы «Поделки Самоделкина», которая реализуется в виде дополнительного образования.

Работа в условиях Федеральных государственных требований к дошкольному образованию и внедрение ФОП + ФАОП диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Одной из таких форм и является дополнительное образование, в частности кружковая деятельность.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Эти изменения требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Я рассматриваю продуктивную деятельность с  позиции универсального средства для развития творческих способностей и воображения, интересов, любознательности и познавательной мотивации, устойчивости внимания, способности к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств. 

  1. Цель моей педагогической деятельности - развитие творческих    способностей дошкольников  на основе продуктивной  деятельности программы дополнительного образования «Поделки Самоделкина». 

          Достижение цели осуществлялось по двум направлениям:

1. Проведение специально организованного обучения, которое включает в себя:

- обучение способам работы с материалами и инструментами, реализуется в  деятельности, в которой участвуют все желающие.

- Помощь в осознании ребёнком результата своей работы, которая осуществляется через индивидуальное общение с ребёнком.

2. Создание условий для самостоятельных практических действий детей, то есть наличие в зоне продуктивной деятельности разнообразных материалов для художественного  труда, инструменты для работы,  образцы поделок, схемы, фотографии, модели.

3. Задачи:

  • Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, инициативность, индивидуальность в процессе продуктивной деятельности, побуждать  использовать разнообразные изобразительные техники и их сочетания, поощрять творческое экспериментирование с изобразительными материалами.  
  • Формировать креативную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей, способствующую формированию   у   детей самостоятельности,    творческой    активности.
  • Развивать творческое мышление и творческую активность, моторику кистей рук детей на занятиях продуктивной деятельностью.
  • Формировать у детей специальные трудовые умения, навыки и знания через разные виды продуктивной деятельности (лепка, аппликация, художественное конструирование, ручной труд);
  • Активизировать участие детей в творческих конкурсах различного уровня.
  • Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
  1. Условия

В старшем дошкольном возрасте, стоит отметить исследования Е. В. Котова и С. В. Кузнецова, которые говорят, что развитие творческих способностей дошкольников возможно при соблюдении следующих педагогических условий[6]:

  1. Подбор материала, который дает возможность решать большой круг  различных задач развития дошкольника.
  2. Обеспечение психологического комфорта ребят и воспитателей в   образовательном процессе.
  3. Выбор оптимальной системы занятий и их интеграция
  4. Объединение усилий педагогического коллектива на решение поставленных задач.
  5. Специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих                   способностей дошкольников в продуктивной деятельности.

          Исходя из всего вышеперечисленного, я постаралась создать необходимы условия для развития художественно-творческих способностей:

  • Систематическая работа по авторской программе «Поделки Самоделкина» 1 раз в неделю, в 15.30, в четверг.
  • Создание предметно – пространственной среды для организации продуктивных видов деятельности: В группе оборудован центр художественного творчества. Там в свободном доступе находятся: разнообразные материалы (природный, бросовый, ткани, пластилин, бумага, картон и другое), инструменты для работы (ножницы, стеки, клей, доски, клеёнки, клей, фломастеры и т. д.), образцы поделок, схемы, фотографии, модели.
  • Собраны коллекции (камешки, ракушки, ткани, листья, значки, пуговки),
  • Собрана волшебная коробочка красоты со всевозможными бусинками, блестяшками, декоративными шпажками, брошками и т.д.)
  • Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы.
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Я стараюсь практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)
  • Собраны картотеки пальчиковых игр и физминуток
  • Есть в наличии дидактические игры, развивающие фантазию, воображение, творчество.
  • Средства ИКТ позволяют детям посмотреть презентации, фильмы, послушать музыку во время работы.
  • Эффективное взаимодействие педагога и родителей позволяет более плодотворно развивать творчество у детей.

В  дошкольном возрасте, стоит отметить исследования Е. В. Котова и С. В. Кузнецова, которые говорят, что развитие творческих способностей старших дошкольников возможны при соблюдении следующих педагогических условий[7]:

  1. Подбор материала, который дает возможность решать большой круг различных задач развития дошкольника.
  2. Обеспечение психологического комфорта ребят и воспитателей в  образовательном процессе.
  3. Выбор оптимальной системы занятий и их интеграция.
  4. гарантия самостоятельности и свободы в продуктивной деятельности дошкольника в  условиях педагогического руководства;
  5. специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в деятельности.

Творческая активность детей наиболее ярко проявляется только при создании специальных условий, направленных на её развитие.


 4. Принципы:

        Свою работу построила на личностно-ориентированном подходе, опираясь на следующие принципы:

  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, предлагаю   возможности  вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность.
  • Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

 5. Методы и приёмы

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми ( задания для старших детей «Создай картину «Лето»).
  • Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.

Таблица: виды наглядных приёмов в практической деятельности

Приём

Суть

Особенности

Наблюдение

Представления о мире вокруг формируются в процессе наблюдения за окружающей действительностью.

В  младшей группе добавляется исследование объекта жестами, к примеру, пальчиком. В средней группе наблюдение подытоживается творческим заданием, например, создать макет осенний лес вечером.
В старшем дошкольном возрасте в процессе наблюдения дети формулируют для себя сюжет творческого задания.

Обследование

Малыши целенаправленно разглядывают предмет, который им надо согласно этапу преобразования изобразить.

В младшем дошкольном возрасте дети обследуют объекты через совместные со взрослым тактильные манипуляции, например, обводят пальчиками предмет круглой формы, чтобы пополнить набор сенсорных эталонов понятиями круг, круглый.
В средней группе тактильное обследование уточняется словом. Причём не только взрослый его проговаривает, но и ребёнок. Дети учатся называть части целого предмета, определять на рисунках, чего не хватает (например, в фигурке зайца из пластилина нет хвоста).
В старшей группе в элементах обследуемых объектов дети обращают внимание на соотношение частей в целом, например, большие колёса у трактора на рисунке и небольшие у легковой машины.

Рассматривание картинок

Используется для мотивации в качестве предварительного знакомства с объектом, если нет возможности сделать это при помощи наблюдения. А также для ознакомления с некоторыми сенсорными эталонами (цветами спектра, геометрическими формами и пр.) или для их уточнения.

Образец

Малышам предоставляется модель, которую они повторяют в самостоятельной деятельности..

Образец также может использоваться для мотивации детей в процессе создания поделки, аппликации. Однако в творческих заданиях этим приёмом злоупотреблять не стоит, иначе все работы малышей будут «как под копирку», то есть одинаковыми.

Показ

Демонстрация вариантов исполнения того или иного задания.

Применяется при знакомстве с техникой исполнения, а также освоении новых изобразительных техник. К примеру, в средней группе воспитатель показывает, как выполнить работу в технике пластилинография, чтобы познакомить малышей с этим видом реализации творческой задумки.

            Группа речевых приёмов:

Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.

            Беседа

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается.

           Объяснение

Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер. Объяснение в старшем дошкольном возрасте часто приобретает форму совета или напоминания с короткими словесными инструкциями.               

                Поощрение

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого (!) ребёнка используется поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу.

           Художественное слово

Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. 

             Игры

Универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями:

  • формулированием игровых задач
  • активным развитием смысла развития игры
  • собственно игровыми действиями

     Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть:

  • моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых);
  • имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов;
  • звукоподражательными (дети голосом создают образ, к примеру, при изучении темы «Дикие животные» педагог предлагает ребятам старшей группы показать разных жителей леса — волка, медведя, сову и др.).

 6. Формы работы:

              Формы организации продуктивной деятельности:

  • Совместная деятельность (дети – педагог, дети – дети, дети – родители, педагог – родители).
  • Самостоятельная деятельность детей. 

           Хронометраж  продуктивной деятельности зависит от возрастной группы детей:

  •  младшая — 15 - 20 минут;
  • средняя — 20–25 минут;
  • старшая и подготовительная 25–30 минут.

При этом все три этапа работы будут одни и те же, вне зависимости от направления творческой деятельности:

  • введение и объяснение задания (от 5 до 8 минут), включающее беседу или игру для мотивации малышей, рассматривание образца или наблюдение, показ способов воплощения образа, физминутка и закрепление порядка выполнения творческого задания;
  • основная часть — от 6 до 15 минут — выполнение задания детьми и реализация приёмов индивидуализации (советы, указания малышам, испытывающим трудности);
  • подведение итогов — от 4 до 7 минут (поощрение и анализ работ педагогом, а в средней и старших группах и самими детьми).

        Продуктивная деятельность от деятельности другого направления отличается проведением физкультминутки на первом, вводном, этапе. Это объясняется тем, что основная часть имеет цельную структуру, посвящённую выполнению творческого задания, которую нарушать нельзя.

       Совместная деятельность – основная моя форма работы, при которой наиболее заметно развитие творческих способностей детей. Она  предполагает наличие моего партнёрства и сотрудничества с каждым ребёнком, возможность свободного общения детей.  В кружковой деятельности организую детей подгруппой, парой, индивидуально

7. Средства

           В своей работе я использую разнообразные педагогические средства, с помощью которых смогла расширить детский кругозор, углубить имеющиеся у детей знания, умения и навыки, а также развить познавательные интересы детей относительно продуктивной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда и её составляющие - одно из самых основных средств. В неё входят:

Наглядные средства:

  • Коллекции разнообразных материалов
  • Тематические альбомы «Поделки из природных материалов», «Развёртки», «Народные промыслы», «Схемы поделок», «Поделки из бросового материала» и т.д.
  • Книги по различным технологиям изготовления работ с иллюстрациями и схемами
  • Электронно-образовательные ресурсы (слайд-шоу, презентации, видеофильмы)

Технические средства:

  • Музыкальный центр, магнитофон
  • Мультимедийное оборудование (экран, проектор)
  • Телевизор
  • Коллекция презентаций, звукозаписи

Художественные средства

  • Художественные материалы (пластилин, различные виды бумаги и картона, нитки, ткань, природный и бросовый материал и т.д.)
  • Инструменты ( ножницы, клей, кисти, доски для лепки, клеёнки, стеки и т.д.)
  • Канцелярские товары (фломастеры карандаши краски скрепки дырокол степлер и т.д..)

     8. Результат

          Моя работа начиналась с подборки и изучения литературы.

          Следующим этапом работы стало написание программы по дополнительному образованию «Поделки Самоделкина», с которой познакомила педагогов и родителей. Данная программа получила одобрение и по ней веду кружковую работу седьмой год.

         В связи с новыми требованиями к написанию программы, пересмотрела её, исправила и дополнила в 2020 году.

        С целью отслеживания результата регулярно, два раза в год, провожу диагностику на основе наблюдений.

         Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика продуктивной деятельности по Т.С. Комаровой — доктора педагогических наук, автора целостной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также соавтора образовательной программы «От рождения до школы».

        Проанализировав данные, пришла к выводу, что  развитие  художественно - творческих способностей детей к подготовительной группе достигли хорощих результатов (приложение №1):

- Воспитанники стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

- Появился интерес к творческому экспериментированию.

- У детских работ появился индивидуальный почерк.

- Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

- Повысился уровень художественно-творческих способностей.

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.

- Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.

- Дошкольники усвоили термины и понятия, научились понимать их смысл, освоили технологии изготовления поделок из различных материалов.

          Продуктивную деятельность по художественному труду провожу 1 раз в неделю, во второй половине дня, по четвергам, согласовывая со своей программой по дополнительному образованию «Поделки Самоделкина». Приложение№2

      Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, утром в уголке художественного творчества появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества.

         Я выбираю место, которое не отделяет меня от детей, а дает возможность оказать внимание, помощь каждому ребенку, который «слабее» других в работе с определенным материалом или инструментом.

   Дети очень любят заниматься за общим круглым столом. Дети в такой спокойной обстановке могут заимствовать друг у друга идеи, или способы реализации. Такие моменты так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. Места за детьми не закреплены. Каждый может устроиться, где хочет, выбирая себе соседей.

К совместной работе привлекается не более 5-8 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому предусматриваю количество мест для всех желающих.

Во время работы дети свободно перемещаются по групповой комнате, если им потребуется взять какой-либо инструмент или материал.

Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец (т.к. каждый ребенок работает в собственном темпе). После завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Пока все дети не завершат работу, я не выпускаю их из поля зрения, создаю ситуацию успеха для медлительных детей.

Предлагаю детям разные типы выполнения работ:

- Работа по образцу (показываю детям 1-2 образца, чтобы заинтересовать, но после рассматривания сразу убираю)

- Работа по незавершенным продуктам (при изготовлении радуги предварительно нарисованы семь дуг, а дети украшают комочками из салфеток)

- Работа по технологическим картам, схемам  (они выставляются на стол или магнитную доску, оформлены в папку для использования в свободной деятельности.                            

- Работа по словесному описанию (без показа)

- Работа по замыслу (дается тема, а дети воплощают свои идеи)

       Каждый тип работ построен на разнообразном материале, по виду выполнения композиции или поделки:

- Из плоского материала, изображение получается путем присоединения деталей к фону

- Из объемного материала, изделие создается путем присоединения деталей друг к другу.

       Изготовление работ может быть от одного занятия до нескольких в зависимости от сложности работы.  

      В каждой группе   проходит знакомство с несколькими технологиями изготовления поделок.

       С интересом и радостью дети осваивали новые технологии изготовления работ:

- Комкование бумаги или салфеток – самый простой и доступный способ создания работ для детей в младшем возрасте.

- Аппликация с тканью и разнообразной бумагой применялась в младшем и среднем дошкольном возрасте.

- «Ниточка-волшебница» с удовольствием познакомила детей с секретами своих превращений. Ниткография хорошо развивает фантазию и художественный вкус.

Ниткографию можно сравнить с рисованием, только вместо красок тут используются нитки. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. В процессе занятий ниткографией, дети учились осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с нитками. Поэтому в старшем возрасте мы решили поработать с нитками, выкладывая по контуру нить, дети кропотливо учились самоконтролю, усидчивости вниманию, умению доводить начатое дело до конца. В младшем возрасте создавали картины из резанных ниток, наклеенных  на основу.

- Пластилинография в любом возрасте очень хорошо развивает мелкую моторику рук, поэтому её я использовала от младшего до старшего возраста.

- Тестопластика очень интересна детям, они всегда с удовольствием работали с солёным тестом, применяла эту технологию в старшем возрасте.

-  Оригами, как способ выполнения детских работ, применяла со средней до подготовительной группы.

- С интересом отнеслись дети старшей группы к работе с папье-маше.

- Очень детям понравилось детям старшего возраста работать с развёртками. Сделав модели разнообразной техники, они играли ими очень долго в повседневной жизни.

- Торцевание и модульное конструирование из бумаги – очень сложные технологии изготовления поделок, поэтому с ними дети работали в старшем возрасте.

- Сколько радости принесли работы с бросовым, природным материалом! Все поделки обыгрывались и применялись в дальнейших играх. Эту технологию применяла с младшего до старшего возраста, усложняя работы. Например: в младшем возрасте делали роботов из футляров от киндер-сюрприза и пластилина, а в старшем применяли большое количество материала и роботы все были разнообразные.

         Все детские работы обыгрывались в совместной и самостоятельной деятельности. Очень мне нравилось, когда ребята самостоятельно садились и изготавливали поделки знакомым способом или учили дома родителей. Приложение №3

     Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Приложение №4

         Много детских работ участвовало во всевозможных конкурсах. Дети занимали призовые места, гордились собой, радовались за других детей. В группе всегда поздравляли участников конкурсов. Приложение №5

           Большими помощниками педагога являются родители. Для них были проведены мастер-классы.

 С интересом родители читали консультации на данную тему. Приложение №7

       Два раза в год устраивала выставки детских работ для родителей. Приложение №8

        А сколько материала: нитки, различные виды бумаги, картон, ткань, бросовый и природный материал, ватные диски и палочки, тесто, различные виды клея и многое другое,  принесли родители. Каждый раз интересовались, а не надо ли нам тот или иной материал.

       Получая от детей подарки, сделанные их руками, радовались и удивлялись многообразию идей для детских работ.

       Опыт работы обобщался на  городском методическом объединении, где получил одобрение и рекомендации  для дальнейшей ретрансляции.

Таким образом, подводя итоги работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

 Сама я получила удовлетворение от проделанной работы, но нет предела совершенству, поэтому планирую изучать и другие новые технологии и применять их в своей работе.

             Хочется сказать следующие слова: А.Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».

Приложения:

1.Приложение №1- Диагностика

2.Приложение №2 – Программа по дополнительному образованию «Поделки Самоделкина

3.Приложение №3 – Фотоколлаж «Наши работы»

4.Приложение №4 -  Папка-передвижка для родителей

5. Приложение №5 -  Достижения детей

6. Приложение №6 -  Фотоколлаж «Весёлая мастерская»

7. Приложение №7 – Консультация для родителей

8. Приложение №8 – Фотоколлаж «Выставки детских работ»

9. Приложение №9 - Пальчиковый тренинг

10.Приложение №10 - Картотека физминуток

11.Приложение №11 - Конспекты

12.Приложение № 12 – Консультация для педагогов

Приложение №1

      Мониторинг характеризует уровни:

-Требует внимания: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

- Освоил частично (находится в стадии формирования): проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

- Освоил полностью: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания,  владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. 

Мониторинг проводится на основе наблюдений.

В диагностике, которая проводилась на начало и конец каждого учебного года результаты оказались следующими:

Итоговая таблица

Уровни освоения

                         умений и

                            навыков

     группа

ОП

ОЧ

ТВ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Средняя группа 2019-2020

0%

50%

60%

40%

40%

10%

Старшая группа 2020-2021г.

40%

70%

40%

20%

20%

10%

Подготовительная группа

2021-2022г

70%

100%

20%

0%

10%

0%

Старшая группа 2022-2023г.

60%

80%

30%

10%

10%

10%

Подготовительная группа

2023-2024

70%

100%

20%

0%

10%

0%


[1] Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

[2] Степаненкова Э.Я. С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с

[3] Кравцова, Е. Е. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Е. Е. Кравцова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии: сб. ст. / отв. ред. А. В. Петровский. – М., 1991. –№ 2(6). – С. 24-39.

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 512 с.

[5] Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – М. : Академия, 1996. – 216 с.

[6] Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова

[7] Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский....