Консультация для педагогов "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через организацию игр в шахматы"
консультация

Ислямова Урьяне Сейяровна

Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей. Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. В материалах консультации приводятся особенности организации игр в шахматы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ 1

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста через организацию игр в шахматы»

ДАТА:

         Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

Шахматы – очень древняя игра. Появилась в Индии, примерно 2000 лет назад.

Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей. Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе.

Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.

 Игра шахматы признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, (например – покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так».

Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и т.п.

На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста - с 5 – 7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.

К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, затем познакомить с фигурами, после чего научить правильно, расставлять шахматные фигуры на игровом поле и так далее. Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.

Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Главное правило - нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!!!! Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит им удовольствие!

А главное являются залогом отличного школьного обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Развитие интеллектуальных способностей дете...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

          Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей.        Для успешного развития...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...