Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта
статья
Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игровой деятельности в ДОУ с детьми со сложной структурой дефекта.
Савастеня А.П. – воспитатель ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести тех, у кого отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Таким образом, сложный дефект – любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть. Обучая ребенка со сложным нарушением развития невозможно достигнуть стремительно высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.
Именно успешная социализация детей со сложной структурой дефекта, становится одной из главных педагогических задач, стоящих перед педагогами. Необходимо заложить основу формирования личности, научить ребенка «выживать» в наше непростое время.
У детей со сложной структурой дефекта взаимоотношения с окружающей средой выстраиваются только с помощью взрослого, что и впоследствии скажется на взаимодействии с окружающими людьми. Так же как и мы, ребенок со сложной структурой дефекта живет в определенной социальной среде, он вынужден пользоваться предметами, созданными человечеством, которыми в той или иной мере он удовлетворяет требования общества по отношению к поведению, общению. Для того чтобы общение состоялось, необходимо желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить или поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи. Мы должны научить этому наших детей — уметь правильно реагировать на поступки других, дифференцировать их, и проявлять своевременно, адекватное своё эмоционально-нравственное поведение.
Именно через игру можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей, со сложной структурой дефекта.
Необходимо знать, что игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий. Игра влияет и на формирование самостоятельности, положительного отношения к труду, помогает исправить отклонения в развитии и поведении детей. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества детей и взрослых. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.
Игра - отражение жизни. Всё в ней «как будто», и «понарошку», но в этой установке, которая создаётся воображением ребенка, много настоящего. Ведь действия играющих всегда реальны, так же как и их чувства и переживания подлинны, искренни.
Дети с нарушениями, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам животным детей с данным нарушением также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны для данных детей, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.
У значительной части детей наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
Отличительной особенностью игр детей со сложной структурой дефекта является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются ни логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка.
Необходимо научить ребенка, видеть что кукла и мишка - не только игрушки, но тому, что их можно любить как живых, понимать и откликается на их «просьбы», делая при этом их своими «лучшими друзьями».
Необходимо предоставить ребенку со сложной структурой дефекта все возможности для развития игровой деятельности. Поэтому нужно обращать внимание на развивающие дидактические игрушки (кубики, доски с вкладными фигурами, сборно-разборные игрушки, мозаики и др.). Так же важно, чтобы ребенок получил те игрушки, которые необходимы для воспроизведения игровых сюжетов (магазин, больницу, дом, гараж, детский сад). Игрушки должны быть разнообразные, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Необходимо приготовить и всевозможные неоформленные мелкие предметы, которые могут быть «заместителями» продуктов, лекарств, все то, что понадобится для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если родители будут использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - всё, что так помогает в игре детям и к чему мы, взрослые, чаще всего относимся как к ненужному мусору.
Детям со сложными дефектами необходимы мягкие игрушки, куклы, машины отражающие реальность образа.
Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это набор мячей разных размеров, кегли, кольцеброс, мяч-липучку и мишень для попадания в цель.
Необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком, сыпучим материалом. Дети с большой радостью находят на дне коробки, наполненной фасолью, различные предметы.
Игра влияет на формирование самостоятельности, положительного отношения к труду, помогает исправить отклонения в развитии и поведении детей. Необходимо знать, что игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий.
Таким образом, недоразвитие игровой деятельности у детей со сложным дефектом оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Дошкольники долго не обнаруживают потребности в игре. Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Поэтому потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28
В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для детейсо сложной структурой дефекта....
Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему: «Шарики, большой и маленький»
Коспект занятия для работы с детьми со сложной структурой дефекта....
Подгрупповые логопедические занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Приёмы работы.
Для того чтобы логопедическая коррекция осуществлялась наиболее эффективно, необходимо понимать структуру речевого дефекта ребёнка. Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симпто...
«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...
«Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми со сложной структурой дефекта»
Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного воспитателя - выбрать методы и формы организации образовательного процесса для таких ...