«Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми со сложной структурой дефекта»
статья (старшая группа)
Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного воспитателя - выбрать методы и формы организации образовательного процесса для таких особенных детей, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публикация
Кабанова Елена Васильевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №120 Выборгского района
г. Санкт - Петербурга
«Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми со сложной структурой дефекта»
2021 год
Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного воспитателя - выбрать методы и формы организации образовательного процесса для таких особенных детей, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Значение игры в образовательном процессе невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательный процесс.
Игровые технологии преследуют следующие цели: дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков; воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации к образовательной деятельности; социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества. Выбор игры определяется лексической темой недели. Кроме того, игра должна быть доступна для детей, соответствовать их потребностям и интересам. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих, как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
В своей работе я использую игровую технологию, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с отклонениями в развитии. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы образовательного процесса, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задач конкретного занятия и всего образовательного процесса. В то же время игра повышает интерес детей к новым знаниям по лексической теме недели, стимулирует рост познавательной деятельности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игра улучшает отношения между её участниками и воспитателем, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. При чётком и ясном изложении, сопровождающимся наглядными пособиями, большинство из них понимают объяснения, что обнаруживается в умении пересказать услышанное, ответить на вопросы и с помощью воспитателя решать задачи или выполнять упражнения.
Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательной целью. Сказка служит эффективным взаимодействием воспитателя и ребёнка, способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая критерии выбора и свободу действий. Элементы сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, театрализация. Все это способствует повышению познавательной активности, создают положительный фон в образовательном процессе, необходимый для эмоционального состояния здоровья детей. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха у детей со сложными дефектами развития, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить ребёнку возможность отдохнуть переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления пройдут.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, я провожу игровые физминутки - для снятия общего и локального утомления («Буратино», «Лягушки», «Котенок») - пальчиковая гимнастика («Аплодисменты», «Бабочка» , «Мы делили апельсин») - гимнастика для глаз (« Мудрый филин», «Веселые рожицы» , «далеко – близко») Физминутки - должны быть тесно связаны с темой образовательной деятельности и являться переходным мостиком к следующей её части.
В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование в образовательной деятельности раздаточного материала,- необходимое условие успешного усвоение материала у детей с ОВЗ, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность у всех детей, а с другой стороны, дать возможность каждому ребёнку работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали успешное усвоение материала. Использование информационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ относят к наглядным средствам обучения. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной образовательной деятельности:
- В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- Как сопровождение объяснения воспитателем (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
- Как информационно-обучающее пособие
- Для контроля усвоения материала детьми
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательного процесса. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств - предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Комплексное использование игровой технологии с элементами здоровьесбережения в образовательной деятельности позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
Для воспитания сегодня как никогда актуально правило: «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы по применению игровых технологий в ДОУ....
Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...
Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...
Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...